Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.15372/PHE20220106
Ключевые слова: humanism, transhumanism, man, education, ecology, spirituality, digitalization, гуманизм, трансгуманизм, человек, образование, экология, духовность, цифровизация
Аннотация: Введение. Исследование духовной сущности человека сегодня перестало быть важным аспектом не только для материалов нормативных общественных и образовательных документов, но и для дискурса научных публикаций. Поэтому в обществе «теряется» образ человека в устоявшихся веками гуманистических традициях, сформированных системой образованПоказать полностьюия. В качестве методологического основания гуманистических и антигуманистических тенденций рассматриваются принципы онтопедагогики в их человекоориентированных смысловых дискурсах и практике реализации устоявшихся подходов в образовании. Главный из них - экологизация проявления цифровизации общества и идеологии трансгуманизма, который приветствует эволюцию человека на основе трансформации его душевно-телесной сущности. Обсуждение посвящено современной социокультурной ситуации, которая все более способствует массовизации и люмпенизации, выхолащиванию духовных основ национальной культуры, стиранию родовой памяти, разрыву связи поколений и разрушению общечеловеческих ценностей. На этом фоне противостояние трансгуманизму с его идеологией стремления человека к своему бессмертию в цифровой среде возможно в том случае, если гуманизм распространит на философско-образовательную традицию свое понимание духовной организации человека как главенствующего интегрирующего стержня его сущности. В связи с этим актуален гуманистический принцип, опирающийся на диалог русского космизма с западным экзистенциализмом, способный привести к новому пониманию современного человека и становлению иной практики его образования, более соответствующей специфике российской ментальности. Заключение. Новое понимание экологичного бытия, соответствующего традиционной культуре, в условиях обостряющегося противоречия между гуманизмом и трансгуманизмом, экологией и цифровизацией, возможно при условии разработки принципов онтопедагогики, в которой интегрирующим стержнем станет духовность человека. Introduction. The study of the spiritual essence of man today has ceased to have an important aspect not only for the materials of normative public and educational documents, but also for the discourse of scientific publications. Therefore, the image of a person is “lost” in society, in the centuries-old humanistic traditions formed by the education system. The principles of ontopedagogy in their human-oriented semantic discourses and the practice of implementing established approaches in education are considered as the methodological basis of humanistic and anti-humanistic tendencies. The main one is the ecologization of the manifestation of the digitalization of society and the ideology of transhumanism, which welcomes the evolution of a person based on the transformation of his soul-body essence. Discussion. The discussion is devoted to the modern socio-cultural situation, which is increasingly contributing to the massization and lumpenization, the emasculation of the spiritual foundations of national culture, the erasure of ancestral memory, the rupture of the connection of generations and the destruction of universal values. Against this background, the opposition to transhumanism with its ideology of human evolution to its immortality in the digital environment is possible if humanism extends its understanding of the spiritual organization of man as the dominant integrating core of his essence to the philosophical and educational tradition. In this regard, the humanistic principle is relevant, based on the dialogue of Russian cosmism with Western existentialism, which can lead to a new understanding of modern man and the formation of a different practice of his education, more appropriate to the specifics of the Russian mentality. Conclusion. A new understanding of ecological existence corresponding to traditional culture, in the context of the escalating contradiction between humanism and transhumanism, ecology and digitalization, is possible provided that the principles of ontopedagogy are developed, in which the integrating core will be human spirituality.
Журнал: Философия образования
Выпуск журнала: Т. 22, № 1
Номера страниц: 87-102
ISSN журнала: 18110916
Место издания: Новосибирск
Издатель: Новосибирский государственный педагогический университет, Институт философии и права СО РАН