СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1920-1924 ГГ.) : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.31804/2542-1816-2022-6-1-156-165

Ключевые слова: national school, national education, indigenous peoples, ethnic group, civil war, национальная школа, национальное образование, коренные народы, этнос, национальное просвещение, гражданская война

Аннотация: В статье рассмотрен опыт становления и развития системы национальной школы для малых коренных и пришлых народов Енисейской губернии в переломный период 1920-1924 гг., когда происходила тотальная перестройка системы образования на государственном уровне в условиях сильнейших социально-экономических и политических потрясений, вызваннПоказать полностьюых событиями Февральской, Октябрьской революций и Гражданской войны. Несомненно, что процесс строительства национальной школы имел ярко выраженные особенности реализации в условиях сибирской провинции - национальный состав губернии был чрезвычайно пестрым и неоднородным, большую роль играла отдаленность от центральной части страны, тяжелые экономические условия. В исследовании анализируется нормативно-правовая и методическая база, определявшая процесс становления органов управления национальным образованием и инфраструктуры учреждений образования, а также решения вопроса нехватки профессиональных педагогических кадров. Теоретическая основа исследования - антропологический подход, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, проблемно-хронологический и статистический методы. Автор делает вывод о том, что, несмотря на последствия революций и Гражданской войны, в 1920-е гг. в регионе были полновесно реализованы задачи государственной национальной и образовательной политики, создана комплексная, единая и эффективная система национальных школ для представителей коренных и пришлых народностей, было положено начало формированию учительских кадров. The article considers the experience of the formation and development of the national school system for small indigenous and newcomer peoples of the Yenisei province in the critical period of 1920-1924, when there was a total restructuring of the education system at the state level in the conditions of the strongest socio-economic and political upheavals caused by the events of the February, October Revolution and Civil War. Undoubtedly, the process of building a national school had pronounced features of implementation in the conditions of the Siberian province - the ethnic composition of the province was extremely diverse and heterogeneous, remoteness from the central part of the country, difficult economic conditions played a large role.The study analyzes the legal and methodological framework that determined the process of formation of national education authorities and the infrastructure of educational institutions, as well as addressing the issue of lack of professional teaching staff. The theoretical basis of the research is the anthropological approach, comparative-historical, structural-functional, problem-chronological and statistical methods. The author concludes that, despite the consequences of the revolutions and the Civil War, in the 1920s. in the region, the tasks of the state national and educational policy were fully implemented, a comprehensive, unified and effective system of national schools for representatives of indigenous and alien peoples was created, and the formation of teaching staff was initiated.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Сибирский антропологический журнал

Выпуск журнала: Т. 6, 1

Номера страниц: 156-165

ISSN журнала: 25421816

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"

Персоны

Вхождение в базы данных