Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.31804/2542-1816-2022-6-1-122-128
Ключевые слова: medieval university, classical university, modern university, средневековый университет, классический университет, современный университет
Аннотация: Статья посвящена исследованию трансформации идей развития университетского образования, начиная от Средневековья и до настоящего времени. Представлена характеристика средневекового университета, включающая принципы его организации, содержание и формы осуществления образовательного процесса, а также особенности зарождающейся универсПоказать полностьюитетской культуры. Процессы секуляризации высшего образования и введения эмпирических методов познания связаны с эпохой Возрождения. В Новое время происходит становление классического университета, к числу основателей которого относят В. фон Гумбольдта и Дж. Г. Ньюмена. Вкладом В. фон Гумбольдта в развитие университетов стало его предложение об объединении идей «субъективного образования» и «чистой науки», что сделало исследовательскую деятельность средством и способом организации образовательного процесса. Кроме того, значительное внимание уделялось воспитанию личности студента как носителя национальной культуры. В видении Дж. Г. Ньюмена, формирование интеллектуальной культуры учащихся представляло собой цель университетского образования, отличительной чертой которого являлась его либеральная сущность, проявляющаяся в отсутствии ограничений, привносимых в образовательный процесс обществом и государством. На рубеж XIX-XX веков высшее образование становится более массовым и прагматическим. Все большее значение приобретает идея увеличения каналов взаимодействия между университетами, обществом и государством. К. Керром была предложена идея «мультиуниверситета» как многоцелевого и многофункционального учреждения, деятельность которого осуществляется во взаимосвязи с регионом, страной и обществом в целом. Современный университет, с одной стороны, инкорпорировал все идеи предыдущих этапов своего развития, которые доказали свою эффективность в течение времени, с другой стороны, продолжает свое развитие посредством как модернизации существующих идей, так и привнесения новых. The article is devoted to the study of transformations of the ideas of university education from the Middle Ages up to the present. The description of the medieval university including the principles of its organization, the content and forms of carrying out an educational process as well as the peculiarities of incipient university culture is given. The processes of secularization of higher education and introduction of empirical methods of cognition are connected with the Renaissance. The establishment of the classical university takes place in the modern history, among the founders of which are W. von Humboldt and J.H. Newman. W. von Humboldt’s contribution to the university development was his proposal for uniting the ideas of “subjective education” and “pure science” which makes research work the means and the way of organization of the educational process. Moreover, considerable attention was paid to forming a student’s personality as a bearer of national culture. In J.H. Newman’s view, the formation of learners’ intellectual culture was the purpose of university education, the distinctive feature of which was its liberal essence manifesting in the absence of limitations introduced in the educational process by society and state. At the turn of the 19th century, higher education became more massive and pragmatic. The idea of increase of interaction channels among universities, society and state assumed growing significance. C. Kerr proposed the idea of multiuniversity as a multipurpose and multifunctional institution, the activities of which are performed on the basis of interconnection with a region, country and society on the whole. On the one hand, a modern university has incorporated all the ideas of the previous stages of its development that proved their efficiency in the course of time, on the other hand, it is developing by means of modernization of the existing ideas as well as by introduction of the new ones.
Журнал: Сибирский антропологический журнал
Выпуск журнала: Т. 6, № 1
Номера страниц: 122-128
ISSN журнала: 25421816
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"