Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.31804/2542-1816-2022-6-1-81-92
Ключевые слова: cultural dynamics, indigenous peoples of the North, North of the Krasnoyarsk Kraj, Molchanov, Turdagin, Meshkov, Roslyakov, культурная динамика, коренные малочисленные народы Севера, север красноярского края, Молчанов, Турдагин, Мешков, Росляков
Аннотация: В настоящей статье на основе анализа графических и живописных произведений советского периода рассмотрены модели культурной динамики коренных малочисленных народов Севера Красноярского края. Коренные малочисленные народы, с одной стороны, позиционируют свои незыблемые традиции как основу, непоколебимую базу собственных культур; с дПоказать полностьюругой - они не отрезаны от изменяющегося мира и используют все его возможности. В связи с этим культурная динамика коренных малочисленных народов Севера представляется достаточно противоречивой: северные этносы осваивают культурные феномены и практики других социокультурных общностей; а также испытывают давление внешних культурных феноменов и практик на свой традиционный образ жизни. В качестве материала для исследования были привлечены визуальные произведения авторов, принадлежащих как к коренным малочисленным народам Севера (долганин Б. Н. Молчанов, нганасанин М. С. Турдагин), так и к другим этнокультурным группам (В. И. Мешков, В. Б. Росляков). Основной применявшийся метод исследования - философско-искусствоведческий анализ, разработанный В. И. Жуковским и Н. П. Копцевой. В произведениях, визуализирующих первую модель, инокультурное присутствует в традиционном для КМНС жизненном пространстве в относительно небольших масштабах, часто на заднем плане, в то время как передние планы отданы крупнофигурным изображениям представителей самих коренных народов, изображениям традиционных составляющих их быта. В произведениях, репрезентирующих модель давления инородного на культуры КМНС, сами коренные народы или атрибуты их образа жизни представлены в нетрадиционных для себя пространствах, будто довлеющих над ними, сжимающих, вытесняющих их. In this article, based on the analysis of graphic and pictorial works of the Soviet period, the models of cultural dynamics of the indigenous peoples of the North of the Krasnoyarsk Kraj are considered. Indigenous peoples, on the one hand, position their unshakable traditions as the basis, the unshakable base of their own cultures; on the other hand, they are not cut off from the changing world and use all its possibilities. In this regard, the cultural dynamics of the indigenous peoples of the North seems to be quite contradictory: the northern ethnic groups master the cultural phenomena and practices of other sociocultural communities; as well as experiencing the pressure of external cultural phenomena and practices on their traditional way of life. As material for the study, visual works of authors belonging both to the indigenous peoples of the North (Dolganin B.N. Molchanov, Nganasanin M.S. Turdagin) and other ethnocultural groups (V.I. Meshkov, V.B. Roslyakov). The main research method used was the philosophical and art history analysis developed by V. I. Zhukovsky and N. P. Koptseva. In the works that visualize the first model, the foreign culture is present in the life space traditional for the indigenous peoples of the North on a relatively small scale, often in the background, while the foregrounds are given to large-figure images of representatives of the indigenous peoples themselves, images of the traditional components of their life. In works that represent the model of foreign pressure on indigenous cultures, the indigenous peoples themselves or the attributes of their way of life are presented in non-traditional spaces, as if dominating over them, squeezing, displacing them
Журнал: Сибирский антропологический журнал
Выпуск журнала: Т. 6, № 1
Номера страниц: 81-92
ISSN журнала: 25421816
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"