Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.21603/2542-1840-2022-6-1-16-25
Ключевые слова: Brain building, mental operations, non-verbal thinking, verbal thinking, cognitive development, cognitive processes, развтие личности, мыслительные операции, невербальное мышление, вербальное мышление, когнитивное развитие, познавательные процессы
Аннотация: Представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - вербальное и невербальное мышление старших дошкольников на предшкольном этапе онтогенеза. Обосновываются возможности психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего познавательное разПоказать полностьювитие, в том числе мыслительных операций, диагностируемых с помощью традиционного набора методик психологической диагностики мышления. Рассмотрены теоретические подходы к изучению проблемы развития мышления в психолого-педагогической литературе, а также особенности формирования мышления дошкольников. Выявлено, что мыслительные операции старших дошкольников характеризуются определенным уровнем развития. Данные исследования показывают, что в наглядно-образных формах уровни развития мыслительных операций имеют более высокую степень выраженности, чем в словесно-логических формах. Определены возможности целенаправленного развития вербального и невербального компонентов мышления старших дошкольников. Рассмотрены формы и методы психолого-педагогического сопровождения развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Обоснована необходимость и востребованность трансформации традиционных образовательных практик в направлении развития познавательных способностей дошкольника. Доказано, что создание развивающей образовательной среды, специально организованная продуктивная деятельность, развивающие занятия, организованные в игровой форме, способствуют развитию познавательных интересов, любопытства, любознательности, развитию мышления и выступают своеобразным двигателем развития деятельности по инициативе самого ребенка. Полученные экспериментальные данные позволяют обосновать эффективность специально созданных программ психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей, способствующих развитию вербального и невербального компонентов мышления старших дошкольников в условиях образовательной организации. This experimental study featured the process of brain building in senior preschoolers, namely the characteristics of verbal and nonverbal thinking at this stage of ontogenesis. The authors substantiated the possibilities of psychological and pedagogical support for cognitive development. Mental operations were tested using standard psychological diagnostics. The article covers some psychological and pedagogical theories of brain development in preschoolers. In visual-figurative forms, the development level of mental operations proved to be more expressive than in verbal and logical forms. The research revealed various possibilities of targeted development of verbal and nonverbal brain building components in senior preschoolers, as well as the forms and methods of psychological and pedagogical support it requires. The author believes that traditional educational practices should be reformed. Organized educational environment, productive activities, and games develop cognitive interests and curiosity and catalyze the development of activities initiated by the child. Experimental data proved the effectiveness of specially created programs of psychological and pedagogical support for the verbal and non-verbal cognitive development of preschoolers.
Журнал: Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки
Выпуск журнала: Т. 6, № 1
Номера страниц: 16-25
ISSN журнала: 25421840
Место издания: Кемерово
Издатель: Кемеровский государственный университет