Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.31804/2542-1816-2021-5-4-88-98
Ключевые слова: postcolonial turn, field observations, cross-cultural research, orientalism, decolonial studies, "othering", постколониальный поворот, полевые наблюдения, кросс-культурные исследования, ориентализм, деколониальные исследования, "другоизация"
Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению постколониального поворота, внесшего изменения в изучение этических культур, в том числе культур коренных малочисленных народов Севера. Постколониальному повороту свойственна критика колониальных исследований, опиравшихся, прежде всего, на полевые наблюдения. Полевые исследования были критикуПоказать полностьюемы за субъект-субъектные отношения исследователя и информанта на языке последнего, за кросс-культурность, за возможность экстраполирования информации на широкие области с присущими этой операции возможными погрешностями. Основой постколониализма стала также критика ориентализма, понимаемого не только как научная парадигма, но и как политическая доктрина, навязываемая Востоку вместе с колониализмом. Ориентализму свойственны дихотомичность мышления, склонность к «другоизации», текстуальность, тяготение к классификациям, конструктивизм, инструментализм, индуктивность, генерализации редукционистского толка, абстракции, доминирование мужского мира. Постколониальный поворот стремится к эмансипации маргинальных культур, но без впадения в противоположную крайность, в связи с чем речь идет о необходимости изучения механизмов «другоизации», но с уделением внимания обеим сторонам - как маргинальной, так и довлеющей. Постколониальному повороту свойственен отказ от бинарного мышления; он обнаруживает сконструированность идентичностей и культурных целостностей и позволяет деконструируя их демонстрировать многослойность, противоречивость, неоднородность культур. This article is devoted to an examination of the postcolonial turn that has made changes in the study of ethical cultures, including the cultures of the indigenous peoples of the North. The postcolonial turn is characterized by criticism of colonial research, which relied primarily on field observations. Field studies were criticized for the subject- subject relationship of the researcher and the informant in the language of the latter, for their cross-cultural nature, for the possibility of extrapolating information to wide areas with possible errors inherent in this operation. The basis of postcolonialism was also the criticism of Orientalism, understood not only as a scientific paradigm, but also as a political doctrine imposed on the East along with colonialism. Orientalism is characterized by dichotomous thinking, a tendency to "otherization", textuality, gravitation towards classifications, constructivism, instrumentalism, inductance, generalization of the reductionist sense, abstraction, and the dominance of the male world. The postcolonial turn seeks to emancipate marginal cultures, but without falling into the opposite extreme, in connection with which we are talking about the need to study the mechanisms of "otherization", but with attention to both sides - both marginal and dominant. The postcolonial turn is characterized by a rejection of binary thinking; it discovers the constructedness of identities and cultural wholes and allows, by deconstructing them, to demonstrate the multi-layered, contradictory, and heterogeneous cultures.
Журнал: Сибирский антропологический журнал
Выпуск журнала: Т. 5, № 4
Номера страниц: 88-98
ISSN журнала: 25421816
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"