ИЛЛЮЗИИ В ИСКУССТВЕ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.31804/2542-1816-2021-5-4-53-67

Ключевые слова: art, VIDEO art, landscape, deception, illusion, artificiality, искусство, видеоарт, пейзаж, иллюзия, искусственность

Аннотация: Статья предлагает рефлексию иллюзии как искусственного начала в искусстве. Под искусственным имеется в виду аспект художественного образа в его «сделанности», технологичности, технически исполненной иллюзии. Методологией исследования является концепция визуального мышления, отраженная в трудах Н.П. Копцевой и В.И. Жуковского. В проПоказать полностьютивовес пониманию обмана как нравственной категории, которая всегда лишь диаметрально противостоит поиску истины, мы видим в нем эстетическое воплощение игровой основы искусства. В результате, прослеживается генеалогия обмана в искусстве, начиная от древнего понятия «технэ» как искусства, осмысляется роль техники в современном мире искусства с примерами того, как это отразилось в классических и современных формах визуального искусства. Древнегреческий термин «технэ» фиксируется исходным, так как связан с искусством, и в немалой степени действие по образцу предполагает некоторую механистичность (махинацию, машинность), однако, возможно, впервые его сопоставляют с иллюзией, обманом. Данное понятие является самой широкой категорией, опирается на конструкцию вспомогательных понятий: «ловушка», «хитрость», «манипуляция», «игра». В контексте искусства благодаря его условности позволительно абстрагироваться от этического кодекса, воспринимая легкий обман как средство, быстро ведущее к полезным эффектам - развлечению, удовольствию, наслаждению, игровому включению, поиску истины. В таком контексте можно говорить о многоликой иллюзии в искусстве, проявляющейся как в реалистическом методе, так и в ироническом способе конструирования ценностей. Иллюзии в виде оптических эффектов предлагает оп-арт, в виде лжерекламно-конструктивных ходов - поп-арт, концептуальное искусство опирается на традиции иронического «притворства» реди-мейда, когда вещь становится искусством. Некоторые манипуляции и карнавализация свойственны медиаискусству в целом и особенно - отдельным его арт-проектам. Инсталляция «обманывает» зрителя созданием впечатления иного пространства. Иллюзия и обман представляют определенную художественный способ конструирования ценностей. The article offers an analysis of the manifestations of the aspects of «deception», constructs of «illusionism», fraud, as the technological basis of art. In opposition to understanding «fraud» as a moral category, which is always only diametrically opposed to the search for truth, we see in it an additional substance: the aesthetic embodiment of the play basis of art. We see the genealogy of «deceit» in art, which is starting from the ancient concept of «techne» as art, comprehend the role of technology in the contemporary world of art and finish with examples of how this is reflected in classical and modern forms of visual art. The ancient Greek term «techne» is the source, since it is associated with art and to a large extent the action according to the model assumes some mechanism (fraud, machine), however, perhaps for the first time it is compared with «deception». This term is the broadest category, based on the construct of auxiliary concepts: «trap», «trick», «manipulation», «game». In the context of art, because of its conventions, it is possible to abstract from the ethical's code, perceiving easy deception as a means that quickly leads to useful effects - entertainment, pleasure, enjoyment, game inclusion, the search for truth. In this context, we can talk about the multifaceted «deception» in art, which manifests itself both in the realistic method and in the ironic way of constructing values. «Deception» in the form of optical effects offers optical art, in the form of false advertising and constructive moves - pop art, conceptual art is based on the traditions of the ironic «pretense» of the Readymade when a thing becomes art. Some manipulations and carnivalization are characteristic of media art in general, and especially to its selected art projects. The installation «deceives» the viewer by creating the impression of an another space. In conclusion of the article, the authors propose to review the deception in its side as a specific artistic strategy for the construction of values

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Сибирский антропологический журнал

Выпуск журнала: Т. 5, 4

Номера страниц: 53-67

ISSN журнала: 25421816

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"

Персоны

  • Андреева Анна Игоревна (Сибирский федеральный университет)
  • Конарев Максим Владимирович (Сибирский федеральный университет)
  • Маковская Мария Эдуардовна (Сибирский федеральный университет)
  • Смолина Майя Гавриловна (Сибирский федеральный университет)
  • Юрьева Алиса Дмитриевна (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных