ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.54509/22203036_2021_4_145

Ключевые слова: engineering education, multilevel model, project-oriented training, universal competencies, инженерное образование, многоуровневая модель, проектно-ориентированная подготовка, универсальные компетенции

Аннотация: Введение. В статье представлены результаты многолетнего опыта кафедры «Тепловые электрические станции» ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» по формированию универсальных компетенций при реализации многоуровневой модели проектно-ориентированной подготовки теплоэнергетиков. На современном технологическом этапе развития общестПоказать полностьюва в образовании особую значимость приобретает проблема формирования так называемых мягких, надпрофессиональных, или универсальных, компетенций, необходимых каждому выпускнику вуза вне зависимости от полученной профессии или направления подготовки и одновременно востребованных в повседневной жизни. Цель статьи - обосновать актуальность формирования универсальных компетенций как образовательного результата, соответствующего требованиям ФГОС ВО 3++, и сформированность которых возможна при соблюдении определенных принципов (ориентированности на результат, междисциплинарности, принципа единства эмоциональных и когнитивных особенностей), при том, что компетенция обладает свойством интегративности и динамичности, что присуще личностным качествам, социальной направленностью и значимостью, субъектным или отношенческим характером формирования, а также ее совершенствование обусловлено влиянием эмоционального и когнитивного интеллекта. Методология. В исследовании используется метод педагогического анализа. Вовлечение студентов в решение социально значимых и общепрофессиональных проблем в процессе проектно-ориентированной деятельности позволяет обучающимся закрепить теоретические знания, получить практические навыки и опыт, подкрепленные конкретным результатом. Результаты. Показано, что формирование универсальных компетенций является важным дидактическим средством подготовки инженерных кадров, способных применять новые технологические решения, способных системно и критически мыслить, готовых к командной работе. Заключение. Авторами отмечается, что высокие результаты формирования универсальных компетенций достигаются благодаря применению междисциплинарного подхода, а также использованию деятельностных и практико-ориентированных форм обучения для профессионального и личностного роста обучающихся в течение всей жизни. Introduction. The article presents the results of long-term experience of the Thermal Power Plants Department of the Siberian Federal University in formation of universal competences during implementation of multilevel model of project-oriented training of heat power engineers. At the modern technological stage of the development of society in education, the problem of formation and development of the so-called soft, supraprofessional or universal competencies, which are necessary for every graduate of the university, regardless of the profession acquired or the direction of training completed and simultaneously demanded in everyday life, is of particular importance. The aim of the article is to substantiate the relevance of developing of universal competencies as an educational result in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++. The authors have demonstrated that adherence to certain principles (result-orientation, interdisciplinarity, the principle of the unity of the emotional and cognitive) allows developing of universal competence. The competence has its own integrativeness and dynamism, which is inherent in personal qualities, social orientation and significance, subjective or attitude-based character of formation, as well as its improvement is due to the influence of emotional and cognitive intelligence. Methodology. The method of pedagogical analysis is used in research. Involving students in solving socially significant and general professional problems in the process of project-oriented activities allows students to consolidate theoretical knowledge, gain practical skills and experience, supported by a concrete result. Results. It was concluded that formation of universal competencies is an important didactic tool of training the engineering personnel, who are capable of applying new technological solutions, able to think systematically and critically, who are ready for team work. Conclusions. The authors note that high results in the formation of universal competencies are achieved through the application of interdisciplinary approach, as well as the use of activity-based and practice-oriented forms of learning for professional and personal growth of students throughout life.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Профессиональное образование в России и за рубежом

Выпуск журнала: 4

Номера страниц: 145-152

ISSN журнала: 22203036

Место издания: Кемерово

Издатель: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования

Персоны

Вхождение в базы данных