ПРЕДИКТОРЫ БУЛЛИНГА,КИБЕРБУЛЛИНГА И ВИКТИМИЗАЦИИ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.11621/npj.2021.0401

Ключевые слова: bullying, cyberbullying, victimization, predictors of bullying, predictors of cyberbullying, буллинг, кибербуллинг, виктимизация, предикторы буллинга, предикторы кибербуллинга

Аннотация: Актуальность. Несмотря на широкую распространенность школьного буллинга в России, а также данных о серьезности последствий для его участников систематическое представление о предпосылках буллинга в русскоязычной научной литературе отсутствует. Такое представление могло бы быть положено в основу практических разработок, направленныхПоказать полностьюна профилактику буллинга в образовательных организациях. Данная статья направлена на заполнение указанного дефицита в исследованиях и систематизацию лонгитюдных, регрессионных и метааналитических исследований в области предикторов буллинга, кибербуллинга и виктимизации.Цель статьи состоит в систематизации данных о предикторах школьного буллинга и моделировании его эскалации в школьной среде. Для достижения этой цели проведен поиск, отбор и теоретический анализ ряда статей, опубликованных за последние 5 лет.Результаты исследования. Проведенный теоретический анализ позволяет смоделировать развитие школьного буллинга. Комплекс индивидуально-личностных и средовых факторов, повышающих риск буллинга и виктимизации, включает в себя внешние поведенческие и внутренние проявления школьников, мысли и суждения о себе и других, социальные навыки, личностные черты, особенности социальных контактов, восприятие школьного климата. Также к факторам риска могут быть отнесены следующие факторы: слабое чувство принадлежности к школе, дефицит поддержки со стороны сверстников и учителя, своеобразие социальных контактов и норм в классе. Особенности воспитания и общения в семье и отношение родителей школьников к агрессии тоже играют большую роль в возникновении и эскалации буллинга.Заключение.Проведенная работа упорядочивает разрозненные представления о предпосылках буллинга в целостную согласованную картину, отражающую комплексный характер предикторов буллинга, и может быть положена в основу разработки профилактических программ. Background.Despite the prevalence of school bullying in Russia and data on the severity of the consequences for its participants, the Russian-language scientif c literature lacks a systematic understanding of the prerequisites for bullying, which could serve as the basis for practical developments aimed at preventing bullying in educational organizations. T is article aims to f ll this gap and systematize longitudinal, regression and meta-analytic studies of predictors of bullying, cyberbullying and victimization. Objective.T e purpose of the article is to systematize data on predictors of school bullying and to model its escalation in school environment. To achieve this goal, a search, selection and theoretical analysis of a number of articles published over the past 5 years was carried out. Results.T e performed theoretical analysis allows us to model the development of school bullying. T e complex of individual-personal and environmental factors that increase the risk of bullying and victimization includes external behavioral and internal manifestations of schoolchildren, thoughts and judgements about themselves and others, social skills, personality traits, features of social contacts, perception of the school climate. Also, the risk factors can be attributed to a weak sense of belonging to school, a lack of support from peers and teachers, the peculiarity of social contacts and norms in the classroom. T e peculiarities of upbringing and communication in the family and the attitude of parents of schoolchildren to aggression also play an important role in the emergence and escalation of bullying. Conclusion.T e work carried out streamlines disparate ideas about the premises of bullying into a coherent picture that ref ects the complex nature of bullying predictors, and can be used as the basis for the development of preventive programs.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Национальный психологический журнал

Выпуск журнала: 4

Номера страниц: 3-14

ISSN журнала: 20796617

Место издания: Москва

Издатель: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Персоны

  • Горлова Н.В. (Институт психологии практик развития)
  • Бочавер А.А. (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)
  • Хломов К.Д. (Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)

Вхождение в базы данных