Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-10-33-42
Ключевые слова: e-Learning, automation, hierarchical structures, subject area model, system of concepts, individual educational trajectory, informatization of education, электронное обучение, автоматизация, иерархические структуры, модель предметной области, система понятий, индивидуальная образовательная траектория, информатизация образования
Аннотация: В статье представлены некоторые методы создания графов знаний - иерархических структур, применяемых в образовательной среде для разработки учебных курсов. Установлено, что для образовательной среды требуются предметно-ориентированные графы знаний, для создания которых не подходят методы создания общих и открытых графов. РассматриваПоказать полностьюются методы построения системы понятий учебной дисциплины на основе: анализа учебных текстов; деятельности человека в изучаемой предметной области; анализа структуры основных разделов знаний. Центральным аспектом исследования являлась возможность использовать полученное дерево понятий для формирования контента учебного курса и для построения индивидуальной образовательной траектории. Результаты работы демонстрируют возможность применения разработанных иерархических структур для персонализации обучения. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что предложенные решения ориентированы на компьютерную реализацию и актуальны для управления учебной деятельностью обучающегося в электронной среде. Предлагаемая методика предполагает участие в разработке графа знаний профессионального и научного сообществ, преподавателей и студентов. Это дает возможность разрабатывать впоследствии, на основе этих графов, программы обучения с учетом запросов рынка труда, возможностей обучающей организации, а также целей обучающихся. Одним из важных показателей качества графов знаний является соответствие динамически изменяющейся среде. Возможность достраивать графы знаний позволяет поддерживать актуальность создаваемых на их основе учебных курсов и индивидуальных образовательных траекторий. The article presents some methods for creating knowledge graphs - hierarchical structures used in the educational environment for course development. It is found that the educational environment requires subject-oriented knowledge graphs, for the creation of which the methods of creating general and open graphs are not suitable. The methods of constructing the system of notions of educational discipline on the basis of: analysis of educational texts; human activity in the studied subject area; analysis of the structure of the main sections of knowledge are considered. The central aspect of the study was the possibility of using the resulting tree of concepts to form the content of the training course and to build an individual educational trajectory. The results of the work demonstrate the possibility of applying the developed hierarchical structures to personalize learning. The practical significance of the obtained results lies in the fact that the proposed solutions are focused on computer implementation and are relevant for the management of the learner’s learning activities in the electronic environment. The proposed methodology involves the participation of professional and scientific communities, teachers and students in the development of the knowledge graph. This makes it possible to develop subsequently, on the basis of these graphs, training programs, taking into account the demands of the labor market, the capabilities of the training organization, as well as the goals of trainees. One important indicator of the quality of knowledge graphs is their relevance to a dynamically changing environment. The ability to build up knowledge graphs allows to maintain the relevance of training courses and individual educational trajectories created on their basis.
Журнал: Информатика и образование
Выпуск журнала: № 10
Номера страниц: 33-42
ISSN журнала: 02340453
Место издания: Москва
Издатель: ООО "Образование и Информатика", Российская академия образования