Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.15372/PHE20210407
Ключевые слова: intersubjectivity, social interaction, social communication, cognitive process, I-Other relationship, understanding, evaluative data, trustworthiness, trust and consensus, интерсубъективность, социальное взаимодействие, социальная коммуникация, процесс познания, отношения "Я-Другой", понимание, оценочные данные, благонадежность, доверие и консенсус
Аннотация: Введение. В ситуации межсубъектного взаимодействия индивиды погружаются в разветвленное поле оценки себя, других, себя другими и других самими собой как фактора, влияющего на специфику коммуникации и сценарий выполнения коммуникативных задач. Общность смыслов, развивающихся в среде отношений «Я-Другой», детерминирует поливариантныеПоказать полностьюаспекты социальной интеракции, что возводит интерсубъективность в степень фундаментальной характеристики межсубъектного взаимодействия. Цели настоящей работы - выявление интерсубъективных структур в механизме организации социальной коммуникации и рассмотрение их роли в этом процессе. Методология. Объектом исследования выступает интерсубъективный аспект социальной коммуникации, а предметом исследования является процесс его экспликации во взаимодействии индивидов. Ключевой методологический ориентир настоящей работы представляют методы социально-философского анализа концепций основоположника феномена интерсубъективности Э. Гуссерля и современного западного исследователя К. Лерера. Обсуждение. В ходе исследования эксплицируется вопрос о роли и функциональном значении интерсубъективности в межсубъектном взаимодействии. Охарактеризована общая модель реализации социальной интеракции в практической плоскости и выявлено, что ее основания восходят к интерсубъективным структурам. Показано, что основами социальной интеракции выступают доверие и консенсус, позволяющие индивидам по мере развития и углубления их связей обогащать первично наличествующее знание друг о друге, исходящее из личных оценочных установок, и трансформировать поведенческие стратегии. Эти теоретические заключения очерчивают модель реализации субъект-субъектного взаимодействия в современном образовательном процессе и значимы для его изучения. Заключение. Наличие интерсубъективных структур в механизме организации социальной коммуникации обеспечивает конституирование общих смыслов сознаниями субъектов в среде отношений «Я-Другой», в отсутствии которых невозможна реализация межсубъектного сообщения, что означает невозможность процесса социального взаимодействия. Introduction. In a situation of intersubjective interaction, individuals are immersed in a ramified field of evaluation of self, others, themselves by others, and others by themselves as a factor influencing the specificity of communication and the scenario of communicative tasks. The shared meanings that develop in the milieu of the I-other determines the polyvalent aspects of social interaction, and this makes intersubjectivity a fundamental characteristic of intersubjective interaction. The aim of this work is to identify intersubjective structures in the mechanism of social communication and to consider their role in this process. Methodology. The object of the study is the intersubjective aspect of social communication, and the subject of the study is the process of its explication in the interaction of individuals. The key methodological point of this work is the methods of socio-philosophical analysis of the concepts of E. Husserl, the founder of the problematic covered in the article, and the modern Western researcher K. Lehrer. Discussion. The question of the role and functional significance of intersubjectivity in intersubjective interaction is explicated throughout the study. The general model of social interaction on a practical level is characterized, and it is found that its foundations go back to intersubjective structures. The bases of social interaction are trust and consensus that allow individuals to enrich primary knowledge about each other that comes from personal values and transform behavioral strategies with the development and deepening of their relations. These theoretical findings outline a model for realizing subject-subject interaction in the contemporary educational process and are relevant for studying it. Conclusion. The presence of intersubjective structures in the mechanism of organization of social communication ensures the constitution of common meanings by the consciousnesses of subjects in the environment of I-other relations, in the absence of which it is impossible to realize intersubjective communication, which means that the process of social interaction is also impossible.
Журнал: Философия образования
Выпуск журнала: Т. 21, № 4
Номера страниц: 165-176
ISSN журнала: 18110916
Место издания: Новосибирск
Издатель: Новосибирский государственный педагогический университет, Институт философии и права СО РАН