КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ВОЙНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ ЯПОНСКОЙ АНТИВОЕННОЙ ПРОЗЫ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА ТАЯМЫ КАТАЙ "一兵卒" ("РЯДОВОЙ")) : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.51955/2312-1327_2021_4_6

Ключевые слова: discursive construction, war, Japanese antiwar prose, the Ja-panese language, literary concept, conceptual analysis, дискурсивное конструирование, война, японская антивоенная проза, японский язык, художественный концепт, концептуальный анализ

Аннотация: Статья посвящена описанию средств и способов дискурсивного конструирования образа войны в антивоенном рассказе японского писателя Таямы Катай «Рядовой». Для анализа применяется алгоритм описания художественного концепта, являющегося когнитивной основой конструируемого образа войны. Данное исследование опирается на модель образа, вкПоказать полностьюлючающую в себя концептуальное ядро, идеологическое содержание и прагматическую оболочку. Рассмотрение каждого компонента данного формата знания позволит многогранно описать образ войны. Делается вывод о том, что концептуальная основа данного образа имеет иерархическую структуру и включает в себя макроконцепт «война» («戦争» /сэнсо:/), а также концепты базового уровня «армия» («軍» /гун/), «противостояние» («対戦» /таисэн/) и, наконец, - индивидуальные концепты «страдание» («悩み» /наями/) и «память» («記憶» /киоку/). Данная концептуальная иерархия на уровне дискурса результирует в образ войны как болезни общества, где нет плохих и хороших, а есть только боль и страдание. The paper is devoted to the description of the means and features of the discursive construction of the image of war represented in the antiwar Japanese novel “One Soldier” written by the Japanese author Tayama Katai. The analysis includes a literary concept description algorithm which forms a cognitive basis for the image being constructed. The research is based on the model of image including a conceptual core, ideological content and pragmatic shell. The analysis of every part of the model allows to describe multifacetedly the image of war. It is concluded that the conceptual basis of the image has a hierarchical structure and includes the microconcept “war” («戦争» /senso:/), the basic concepts “army” («軍» /gun/) and “competence” («対戦» /taisen/), and the individual concepts “suffering” («悩み» /nayami/) and “memory” («記憶» /kioku/). This conceptual hierarchy results in the discursive basis of the image of war represented as a wound on a society depicting not the good and bad, but the pain and suffering.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык

Выпуск журнала: 4

Номера страниц: 6-20

ISSN журнала: 23121327

Место издания: Иркутск

Издатель: Московский государственный технический университет гражданской авиации

Персоны

Вхождение в базы данных