Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-5-145-166
Ключевые слова: self-determination, subjective actions, educational motives, motivational structure, самоопределение, субъектные действия, учебные мотивы, мотивационная структура
Аннотация: Целью исследования является изучение механизмов самоопределения личности в процессе реализации субъектных действий. Предложена рабочая структурно-динамическая модель самоопределения. Введено понятие субъектного действия как авторского, внутренне мотивированного действия личности. Поставлена задача исследования связи субъектных дейсПоказать полностьютвий с ценностно-смысловыми и операциональными аспектами самоопределения. Методы эмпирического исследования «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана и опрос «Что вы уже делали самостоятельно» размещенные в Google-forms. В результате исследования установлены различия в мотивах студентов, имеющих и не имеющих опыт реализации субъектных действий. Получены данные о количественных и качественных различиях самоопределения студентов, имеющих и не имеющих субъектные действия. Студенты, осуществляющие субъектные действия, отличаются активностью, самоэффективностью, уверенностью в своих возможностях, умением ценить возможности, предоставляемые им обучением, стремлением к личностному росту и самоактуализации. Студенты, не осуществляющие субъектных действий, отличаются преобладанием аффилиативных и витальных ценностей. На основании выявленного влияния субъектных действий на самоопределение личности сформированы гипотезы о возможности психологического сопровождения самоопределения в двух сферах - ценностно-смысловой и операциональной. Тактика сопровождения основана на идее стимулирования субъекта к реализации субъектных действий, характеризующихся активностью субъекта, осмысленностью и наличием объективно значимого результата действия. The purpose of the study is researh personal mechanisms of self-determination in the process of subjective actions. Is proposed a working structural-dynamic model of self-determination. Is introduced the concept of a subjective action as an author’s, internally motivated action of a person. There is the task of studying the connection of subjective actions with value-semantic and operational aspects of self-determination. Methods of empirical research are “Diagnostics of the motivational structure of personality” by V.E. Milman and the survey “What have you already done yourself” posted in Google forms. As a result of the study were established differences in the motives of students with and without experience in the implementation of subjective actions. There are data on quantitative and qualitative differences in the self-determination of students who have and do not have subjective actions. Students who did subjective actions are distinguished by activity, self-efficacy, confidence in their abilities, the ability to appreciate the opportunities provided by their studies, the desire for personal growth and self-actualization. Students who did not subjective actions are distinguished by the predominance of affiliation and vital values. There is the hypothesis about the possibility of psychological support of self-determination in two spheres - value-semantic and operational. The tactics of support are based on the idea of stimulating the subject to implement subjective actions characterized by the activity of the subject, meaningfulness and the presence of an objectively significant result of the action.
Журнал: Russian Journal of Education and Psychology
Выпуск журнала: Т. 12, № 5
Номера страниц: 145-166
ISSN журнала: 26584034
Место издания: Красноярск
Издатель: ООО "Научно-инновационный центр"