Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Ключевые слова: culture of speech, education of culture of speech, speech etiquette, normative and not normative speech behavior, profanity, obscene expressions, youth, культура речи, воспитание культуры речи, речевой этикет, нормативное и ненормативное речевое поведение, ненормативная лексика, нецензурные выражения, молодежь
Аннотация: В статье рассматривается проблема воспитания критического отношения молодежи к широкому употреблению ненормативной лексики в современном обществе. Раскрыто содержание понятий «ненормативная лексика», «нормативное речевое поведение», «ненормативное речевое поведение», «культура речи». Сегодня среди подрастающего поколения наблюдаетсПоказать полностьюя тенденция, когда ненормативное речевое поведение начинает восприниматься как норма, принятая в обществе. Этому способствует пассивная реакция общества на употребление ненормативной лексики в большинстве ситуаций общения. Нецензурные слова используются наравне с нормативной лексикой и резко не осуждаются в кругу друзей, на улице, в общественных местах, на учебе, в Интернете. Существующая в обществе социокультурная ситуация может быть охарактеризована как кризисная. Перед педагогами и родителями стоит задача воспитания культуры речи у подрастающего поколения в условиях терпимого отношения многих людей к употреблению ненормативной лексики. Культура речи предполагает владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целями и содержанием речи. Авторами представлены результаты анкетного опроса студентов педагогического вуза. Выявлено терпимое и безразличное отношение большинства участников опроса (83 %) к людям, использующим ненормативную лексику в своей речи. Основными причинами употребления ненормативной лексики среди молодежи студенты считают «влияние общества, ближайшего окружения», «влияние социальных сетей (определенного контента), мода», «образ "героя", использующего ненормативную лексику», «недостатки воспитания в семье». Студенты отводят самую важную роль в процессе воспитания культуры речи основным институтам социализации - семье и школе, считая наиболее эффективным метод беседы. По мнению студентов, воспитательный потенциал всех видов искусства, средств массовой информации, Интернета используется не в полной мере для развития грамотной, культурной речи у молодежи. Примерно половина участников опроса считают себя недостаточно профессионально подготовленными к воспитанию подростков в ситуации употребления ими ненормативной лексики. The article discusses the problem of education of a critical attitude of young people to the widespread use of profanity in modern society. The content of the concepts "profanity", "normative speech behavior", "non-normative speech behavior", "culture of speech" is disclosed. Today, among the younger generation, there is a tendency when non-normative speech behavior begins to be perceived as a norm accepted in society. This is facilitated by the passive reaction of society to the use of profanity in most communication situations. Obscene words are used along with the normative vocabulary and are not strongly condemned among friends, on the street, in public places, at school, on the Internet. The sociocultural situation existing in society can be characterized as a crisis. Teachers and parents are faced with the task of fostering a culture of speech among the younger generation in the conditions of a tolerant attitude of many people to the use of profanity. The culture of speech implies mastery of the norms of the literary language in its oral and written form, as well as the ability to use the expressive means of the language in accordance with the goals and content of speech. The authors present the results of a questionnaire survey of students of a pedagogical university. Revealed a tolerant and indifferent attitude of the majority of survey participants (83 %) to people who use profanity in their speech. The main reasons for the use of profanity among young people, students consider "the influence of society, the immediate environment", "the influence of social networks (certain content), fashion", "the image of a "hero" using profanity", "shortcomings of upbringing in the family". Students assign the most important role in the process of developing a culture of speech to the main institutions of socialization - family and school, considering the most effective method of conversation. According to students, the educational potential of all types of art, the media, the Internet is not fully used to develop literate, cultural speech among young people. Approximately half of the survey participants consider themselves insufficiently professionally prepared for the upbringing of adolescents in a situation of their use of profanity.
Журнал: Мир науки. Педагогика и психология
Выпуск журнала: Т. 9, № 4
ISSN журнала: 26586282
Место издания: Москва
Издатель: ООО "Издательство "Мир науки"