Взаимосвязь учебной мотивации и мотивации к будущей профессиональной деятельности в студенческом возрасте : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Ключевые слова: educational motivation, motivation for professional activity, structure of academic motivation, types of motivation for professional activity, leading motives of professional activity, учебная мотивация, мотивация к профессиональной деятельности, структура академической мотивации, типы мотивации на профессиональную деятельность, ведущие мотивы профессиональной деятельности

Аннотация: В статье рассмотрены основные теоретические аспекты учебной и профессиональной мотивации в студенческом возрасте. Представлены определения понятий «учебная мотивация», «мотив учения»; дана общая характеристика познавательных и социальных мотивов. Авторами охарактеризована классификация видов мотивов, исходя из их направленности и сПоказать полностьюодержания, в которую входят познавательные, социальные, прагматические, профессионально-ценностные, эстетические, статусно-позиционные, коммуникативные, традиционно-исторические, утилитарно-практические, учебно-познавательные, неосознанные мотивы. Представлена структура академической мотивации, включающая познавательную мотивацию, мотивацию достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированную и экстернальную мотивацию; выделены типы мотивации на профессиональную деятельность (внутренняя, внешняя положительная и внешняя отрицательная) и ведущие мотивы профессиональной деятельности: мотивы собственного труда, социальной значимости профессии, самоутверждения в профессии и профессионального мастерства. Авторами представлены результаты экспериментального исследования учебной мотивации и мотивации к профессиональной деятельности у студентов первого курса; с помощью метода ранговой корреляции Спирмена выявлены взаимосвязи компонентов учебной мотивации с типами мотивации на профессиональную деятельность и ведущими профессиональными мотивами у студентов-первокурсников. В результате корреляционного анализа установлено, что мотивация познания, достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированная и экстернальная мотивация, амотивация, внутренние и внешние мотивы поступления в вуз, широкие и узкие познавательные мотивы, релевантные и иррелевантные мотивы взаимосвязаны с типами мотивации на профессиональную деятельность (установка на профессию, внутренняя профессиональная мотивация, внешняя профессиональная положительная мотивация), ведущими профессиональными мотивами, такими как мотивы собственного труда, мотивы социальной значимости профессии, мотивы самоутверждения в труде, мотивы профессионального мастерства. The article considers the main theoretical aspects of educational and professional motivation at the student age. The definitions of the concepts "educational motivation", "teaching motive" are presented; a general characteristic of cognitive and social motives is given. The authors characterize the classification of types of motives, based on their orientation and content, which includes cognitive, social, pragmatic, professional-value, aesthetic, status-positional, communicative, traditional-historical, utilitarian-practical, educational-cognitive, unconscious motives. The structure of academic motivation is presented, including cognitive motivation, motivation for achievement, self-development, self-esteem, introjected and external motivation; the types of motivation for professional activity (internal, external positive and external negative) and the leading motives of professional activity are highlighted: the motives of one's own work, the social significance of the profession, self-affirmation in the profession and professional skill. The authors present the results of an experimental study of educational motivation and motivation for professional activity in first-year students; using the Spearman rank correlation method, the interrelations of the components of educational motivation with the types of motivation for professional activity and the leading professional motives in first-year students are revealed. As a result of the correlation analysis, it was found that the motivation of cognition, achievement, selfdevelopment, self-esteem, introjected and external motivation, amotivation, internal and external motives for admission to university, broad and narrow cognitive motives, relevant and irrelevant motives are interrelated with the types of motivation for professional activity (attitude to the profession, internal professional motivation, external professional positive motivation), leading professional motives, such as the motives of one's own work, the motives of the social significance of the profession, the motives of self-affirmation in work, the motives of professional skill.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Мир науки. Педагогика и психология

Выпуск журнала: Т. 9, 4

ISSN журнала: 26586282

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Издательство "Мир науки"

Персоны

Вхождение в базы данных