Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.15388/Litera.2021.63.2.11
Ключевые слова: trickster, the duality, Makanin, The Underground, or The Hero of Our Time, literary canon, трикстер, двойничество, Маканин, "Андеграунд, или Герой нашего времени", литературный канон
Аннотация: Статья посвящена исследованию образа трикстера – одного из ключевых в современной русской культуре и литературе, в частности. Анализируется специфика функционирования и атрибутирования фигуры трикстера в знаковом романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) как романе-солилоквиуме. Показано, каким образом появлеПоказать полностьюние героя-трикстера, сознающего свою связь с мифом, помогает решить трагические вопросы, стоящие перед человеком рубежа ХХ – ХХI веков. Рассматривается витальный потенциал образа главного героя произведения – Петровича, выявлены присущие ему возможности, средства осознания и представления трагического. Изучение интертекстуального поля образа позволило акцентировать структурообразующую роль архетипов «голого человека», «маленького человека», «лишнего человека» и «подпольного человека», на которых держится свод русской классики. Переосмысление архетипов – реализация попытки автора, его героя «толкнуть» Русь в следующее столетие, свободное от диктата Литературного Канона, открывающее перспективу обретения собственного Слова как самоопределения личности в новом столетии. The article is devoted to the study of the image of the trickster – one of the key ones in modern Russian culture and literature. The article analyzes the specifics of the functioning and attribution of the trickster figure in V. Makanin‘s novel The Underground, or the Hero of Our Time (1998). This is a soliloquium novel. It is shown how the appearance of the trickster hero, who is aware of his connection with the myth, helps to solve the tragic issues facing the consciousness of the turn of the XX-XXI centuries. The life – affirming, vital potential of the image of the main character of the novel – Petrovich is considered, the inherent possibilities, means of awareness and representation of the tragic are revealed. The paper examines the intertextual field of the character's image, including the archetypes of “naked man”, “little man”, “extra man” and “underground man”, who made up the canon of Russian classics. The reinterpretation of archetypes is the realization of the author's attempt, his hero, to “push” Russia into the next century, free from the dictates of the literary canon, opening up the prospect of finding one's own Word as a self-determination of an individual in the new century.
Журнал: Literatūra
Выпуск журнала: Т. 63, № 2
Номера страниц: 172-191
ISSN журнала: 02580802
Место издания: Вильнюс