ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.17513/spno.31102

Ключевые слова: values, life attitudes, professional development, personal development, life values, value attitudes, professional interests, professional motivation, students of a pedagogical university, ценности, жизненные установки, профессиональное развитие, личностное развитие, жизненные ценности, ценностные установки, профессиональные интересы, профессиональная мотивация, студенты педагогического вуза

Аннотация: В статье рассматривается проблема профессионального развития личности во время обучения в вузе. Теоретически обосновано, что система ценностей человека, его жизненные установки могут оказывать влияние на его карьерное развитие, на формирование профессиональных интересов и мотивов выбора профессии, профессиональной идентичности, посПоказать полностьютроение индивидуальной траектории профессионального развития. Представлены результаты тестирования студентов Нижнетагильского филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета (направление подготовки «Педагогическое образование») с помощью компьютерного диагностического комплекса «Профкарьера». Исследование проводилось с целью выявления взаимосвязи между ценностными установками личности и направлением карьерного развития. Статистически подтверждено, что студенты с выраженной установкой на «активную целеустремленность» проявляют больший интерес к управленческой, предпринимательской и инновационной деятельности, у них выражена мотивация на достижения в работе, на творчество, взаимоотношения в коллективе и преодоление трудностей в работе. Студенты с ценностной установкой на «пассивность» проявляют интерес к исполнительской деятельности, их мотивируют комфортные условия труда, стабильность, определенность в работе и оплата труда. Студенты с ценностной установкой на «творческую свободу» проявляют явный интерес к предпринимательской, инновационной и коммуникативной деятельности, их профессиональными мотивами являются «достижения в работе», «взаимоотношения в коллективе» и «преодоление трудностей». Студенты с ценностными установками на «поиск определенности» и «ответственность» в большей степени заинтересованы в административной и исполнительской деятельности. Для первых мотивирующими факторами являются «комфорт» и «определенность», для вторых - интересная работа. Студенты с ценностной установкой «легкомысленность» проявляют интерес к коммуникативной деятельности, для них важен фактор оплаты труда (деньги). Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами, педагогами для совершенствования содержания и методов работы со студентами педагогических вузов с целью повышения качества их профессиональной подготовки, создания условий для формирования профессиональной идентичности, психологической готовности к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности, проектирования индивидуальной траектории профессионального (карьерного) развития. The article deals with the problem of professional development of a personality during training at a university. It is theoretically substantiated that a person's system of values, his life attitudes can influence his career development, the formation of professional interests and motives for choosing a profession, the formation of his professional identity, and the construction of an individual trajectory of professional development. The results of testing students of the Nizhniy Tagil branch of the Russian State Vocational Pedagogical University (direction of training «Pedagogical education») using the computer diagnostic complex «Profkaryera» are presented. The study was conducted in order to identify the relationship between the value attitudes of the individual and the direction of career development. It is statistically confirmed that students with a pronounced attitude towards «active purposefulness» show greater interest in managerial, entrepreneurial and innovative activities, they have a pronounced motivation for achievement in work, for creativity, relationships in a team and overcoming difficulties in work. Students with a value-oriented attitude towards «passivity» show interest in performing activities, they are motivated by comfortable working conditions, stability, certainty in work and remuneration. Students with a value-oriented attitude towards «creative freedom» show a clear interest in entrepreneurial, innovative and communicative activities, their professional motives are «work achievements», «team relationships» and «overcoming difficulties». Students with «seeking certainty» and «responsibility» values are more interested in administrative and executive activities. For the first, the motivating factors are «comfort» and «certainty», for the second - interesting work. Students with the value attitude "frivolity" show interest in communicative activities, the factor of remuneration (money) is important for them. The practical significance of the study lies in the fact that the results obtained can be used by psychologists and teachers to improve the content and methods of work with students of pedagogical universities in order to improve the quality of their professional training, create conditions for the formation of professional identity, psychological readiness for independent professional and pedagogical activities, designing an individual trajectory of professional (career) development.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Современные проблемы науки и образования

Выпуск журнала: 5

Номера страниц: 21-21

ISSN журнала: 20707428

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Издательский дом "Академия естествознания", Кубанский государственный медицинский университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Кемеровский государственный университет

Персоны

  • Мешкова И.В. (ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)
  • Завьялова Л.П. (ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»)

Вхождение в базы данных