Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.17223/18137083/77/3
Ключевые слова: universals, artistic language, literature, repetition, contrast, symmetry, asymmetry, background, figure, own, alien, discrete, continuous, универсалии, художественный язык, литература, повтор, контраст, симметрия, асимметрия, фон, фигура, свое, чужое, дискретное, континуальное
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме установления универсалий одной из форм вербальной культуры - художественной литературы, тесно связанной с художественным языком. Универсалии художественного языка принципиально отличны от универсалий других языковых систем, поскольку уникальность его кода создается каждый раз заново, причем не зависПоказать полностьюит от тематического наполнения высказывания. Самой значимой универсалией художественного языка является наличие двух со-противопоставленных речевых систем - стиха и прозы - в их разнообразных соотношениях в зависимости от жанра и направления. Другие универсалии художественного языка, как правило, оказываются тесно привязанными к художественному тексту. В статье выделены пять пар оппозиций, претендующих называться универсалиями художественного текста: повтор - контраст, симметрия - асимметрия, фон - фигура, свое - чужое, дискретное - континуальное. The universals of the artistic language are fundamentally different from the universals of other language systems. The artistic language itself is opposed to both the so-called “natural” languages and artificial systems since it acts as a secondary modeling system resulting from the removal of such universals inherent in ordinary speech as automatism in the use of already existing statements, an orientation towards ease of understanding, etc. Secondary modeling systems are immanent, unique, and exclusive in each case. The paradox of the universals of the artistic language is that its code uniqueness is created anew every time and does not depend on the thematic content of the statement. At relatively late stages of development, the artistic language creates specific universals that are fundamentally impossible in other language systems. The most significant universal of artistic language is the presence of two co-opposed speech systems - verse and prose - in their various ratios, depending on the genre and direction. A more complex case can be observed in folklore and early literature, where syncretic forms predominate. The universals of the artistic language, as a rule, turn out to be closely tied to the artistic text. The article identifies five pairs of oppositions that claim to be called universals of a literary text: repetition - contrast, symmetry - asymmetry, background - figure, one’s own - someone else’s, discrete - continuous
Журнал: Сибирский филологический журнал
Выпуск журнала: № 4
Номера страниц: 37-48
ISSN журнала: 18137083
Место издания: Новосибирск
Издатель: Институт филологии СО РАН, Сибирское отделение РАН, Алтайский государственный университет, Иркутский государственный университет, Кемеровский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Томский государственный педагогический университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет