РОЛЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Ключевые слова: professional competence, competence-based approach, interdisciplinary relations, graduate of a technical university, differentiation, integration, профессиональная компетенция, компетентностный подход, междисциплинарные связи, выпускник технического вуза, дифференциация, интеграция

Аннотация: Модернизация высшего технического образования определяется необходимостью подготовки студентов к работе в изменяющихся новых экономических условиях. Глобализация экономики требует от современных специалистов готовность, к инновационной инженерной деятельности обеспечивая конкурентоспособность на рынке труда. Актуальность работы закПоказать полностьюлючается в необходимости изучения и анализа процесса формирования профессиональных компетенций с учетом междисциплинарных связей в целях повышения качества образования и профессиональному развитию личности. Целью работы является создание условий для повышения качества подготовки выпускников технического вуза и формирования у них профессиональных компетенций с учетом практических умений и владений. Для формирования профессиональных компетенций были выделены компоненты, исходя из того, что становление одного компонента на своем этапе дополняет становлением другого, и развивают друг друга как систему в целом. Применение принципа междисциплинарных связей позволит выстроить учебный процесс в соответствии с моделью формирования профессиональных компетенций, которая направлена на создание у обучающихся продуктивной системы, для дальнейшего использования накопленных в процессе обучения в вузе знаний. Формирование профессиональных компетенций выпускников вуза будет оптимальным, если оно осуществляется на основе интеграции междисциплинарных знаний. Представлен анализ действующего учебного плана по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» (уровень бакалавриата), где междисциплинарная связь определяется совокупностью дисциплин общепрофессионального цикла. Разработаны рекомендации по составлению учебного плана с учетом междисциплинарных связей, выстраивая порядок изучения дисциплин на основе «спиральности обучения». Междисциплинарные связи оказывают значительное влияние на развитие у обучающихся способностей к обобщению, систематизации и являются важнейшим элементом в формировании целостных, всесторонних компетенций будущего выпускника, а формирование профессиональных компетенций будущего специалиста является результатом его профессиональной деятельности. Modernization of higher technical education is determined by the need to prepare students for work in the changing new economic conditions. The globalization of the economy requires modern specialists to be ready for innovative engineering activities, ensuring competitiveness in the labor market. The relevance of the work lies in the need to study and analyze the process of forming professional competencies, taking into account interdisciplinary connections in order to improve the quality of education and professional development of the individual. The purpose of the work is to create conditions for improving the quality of training of graduates of a technical university and the formation of their professional competencies, taking into account practical skills and possessions. For the formation of professional competencies, components were identified, based on the fact that the formation of one component at its stage complements the formation of another, and develop each other as a system as a whole. The application of the principle of interdisciplinary connections made it possible to build the educational process in accordance with the model of professional competence formation, which is aimed at creating a productive system of knowledge and skills for students to use the entire amount of knowledge accumulated in the process of studying at the university. The formation of professional competencies of university graduates will be optimal if it is carried out on the basis of the integration of interdisciplinary knowledge. The analysis of the current curriculum in the direction of training 08.03.01 "Construction" (bachelor's level), where the interdisciplinary connection is determined by the set of disciplines of the general professional cycle, is presented. Recommendations are developed for drawing up the curriculum taking into account interdisciplinary connections, building the order of studying disciplines on the basis of «spiral learning". Interdisciplinary connections have a significant impact on the development of students ' abilities to generalize, systematize and are the most important element in the formation of holistic, comprehensive competencies of the future graduate, and the formation of professional competencies of the future specialist is the result of his professional activity.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Образование и общество

Выпуск журнала: 4

Номера страниц: 82-92

ISSN журнала: 20716710

Место издания: Орёл

Издатель: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

Персоны

Вхождение в базы данных