К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕКСТОВ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.17513/spno.30885

Ключевые слова: reading literacy, methodological features, students of grades 6-8, FUNCTIONAL literacy, linguistic and cultural text, archival documents, читательская грамотность, методические особенности, обучающиеся 6-8 классов, функциональная грамотность, лингвокультуроведческий текст, архивные материалы

Аннотация: Актуальность настоящей статьи обусловлена важностью проблемы формирования читательской грамотности, а именно: умением находить в тексте определенные материалы, факты, которые заданы как в конкретном, так и в неявном виде; видеть в тексте основное событие; переводить сплошные тексты в несплошные; работать с разными источниками инфорПоказать полностьюмации и др. Поэтому цель статьи - охарактеризовать некоторые аспекты формирования читательской грамотности обучающихся на материале лингвокультуроведческих текстов. Для достижения поставленной цели в статье представлены приемы формирования читательской грамотности посредством текстов, которые содержательно относятся к краеведческой тематике. Для решения поставленной задачи был использован комплекс методов: анализ педагогических источников по проблеме формирования читательской грамотности и обобщение теоретической информации, метод моделирования, предполагающий детализацию созданных заданий для их использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса. Авторами показано, что применение лингвокультуроведческих текстов (региональные архивные материалы, энциклопедические статьи, публицистические тексты) для формирования читательской грамотности способствует расширению общего кругозора и знакомит с реалиями региональной действительности в историческом контексте с учетом социокультурных условий региона. Статья продолжает цикл научных работ авторов, отражающих проблемы формирования читательской грамотности обучающихся как компонента функциональной грамотности. This article is considered to be relevant due to the importance of the problem of forming literacy of a reader, for example: the ability to find certain information in the text, facts that are determined both in a specific and implicit form; to see the main event in the text; to translate solid texts into non-continuous ones; to work with different sources of information, etc. Therefore, the purpose of this article is to characterize some aspects of the formation of students ' reading literacy based on the material of linguistic and cultural texts. To achieve this goal, the article presents the methods of forming reader's literacy through texts that are content-related to local history topics. To solve this problem, a set of methods was used: analysis of pedagogical sources focused on the problem of forming of readers' literacy and generalization of theoretical information, a modeling method that involves the detailing of the created tasks to be used in a specific conditions by the real participants in the educational process. The authors show that the use of linguistic and cultural texts (regional archival documents, encyclopedic articles, journalistic texts) for the formation of readers' literacy contributes to the expansion of the general outlook and introduces the realities of current situation in regions in the historical context, taking into account the socio-cultural conditions of the region. The article continues the cycle of scientific works of the authors, reflecting the problems of the formation of students' reading literacy as a component of functional literacy.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Современные проблемы науки и образования

Выпуск журнала: 3

Номера страниц: 66-66

ISSN журнала: 20707428

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Издательский дом "Академия естествознания", Кубанский государственный медицинский университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Кемеровский государственный университет

Персоны

Вхождение в базы данных