Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.20323/2686-8652-2021-2-8-76-91
Ключевые слова: educational environment, rural school, social development situation, developing potnecial, vector model, pupil, parent, teacher, education, образовательная среда, сельская школа, социальная ситуация развития, развивающий потнециал, векторная модель, ученик, родитель, педагог, обучение
Аннотация: В статье обсуждаются результаты социологического исследования особенностей образовательной среды школ Красноярского края и ее влияния на развитие личности школьника. Теоретической основой статьи является понятие «социальная ситуация развития», а также векторная модель образовательной среды. Показано, что социальная ситуация сельскоПоказать полностьюго школьника, по сравнению с городским, характеризуются более низким социально-образовательным статусом родителей, более низким качеством образования, ограниченностью контактов, бедностью культурной жизни. Однако субъективно эти различия не воспринимаются участниками образовательного процесса, и их оценки образовательной среды практически не отличаются от оценок городских респондентов. Отличия Красноярского края от других регионов, участвовавших в исследовании (разнообразие природно-географических условий, достаточно высокий индекс социально-экономического развития, преобладание современных отраслей промышленности), определяют заметные различия в оценке роли и возможностей школы, ее функций, по сравнению с представителями других регионов. Наибольшие различия в оценке различных параметров среды отражают мнения различных участников образовательного процесса - детей, родителей и педагогов. Отмечается, что родители крайне негативно оценивают многие инновации в образовании, особенно это касается введения Единого государственного экзамена и объединения сельских школ, фактического их уничтожения в селах. В целом все участники образовательного процесса достаточно высоко оценивают напряженность образовательной среды школ, причем существенных различий в оценке этого параметра между сельскими и городскими школами не обнаружено. По оценке участников образовательного процесса, школа создает необходимые условия для развития различных способностей учеников, выработки жизненных навыков. На основе анализа образовательной среды по векторной модели выяснилось, что образовательная среда городских школ смещена в сторону «карьерной», а сельских - «догматической» образовательной среды. The article discusses the results of the sociological research of the educational environment of schools in the Krasnoyarsk region and its impact on the development of the student's personality The theoretical basis of the article is the concept «social development situation» as well as the vector model of the educational environment. It is shown that the social situation of rural schoolchildren compared to urban characteristics are characterized by lower socio-educational status of parents, lower quality of education, limited contacts, poverty of cultural life. However, subjectively these differences are not perceived by the participants of the educational process, and their assessments of the educational environment are practically indistinguishable from the assessments of urban respondents. Features of the Krasnoyarsk region from other regions that participated in the study - the diversity of natural and geographical conditions, a fairly high index of socio-economic development, and the predominance of modern industries. As a result, there are marked differences in the assessment of the role and capabilities of the school, its functions, compared to representatives of other regions. The greatest differences in the assessment of different parameters of the environment are found in the assessments of different participants in the educational process - children, parents and teachers. It is noted that parents are extremely negative about many innovations in education, especially with regard to the introduction of the Single State Examination and the unification of rural schools, their actual destruction in the villages. In general, all participants in the educational process highly appreciate the tension of the educational environment of schools; and there were no significant differences in the assessment of this parameter between rural and urban schools. According to the participants of the educational process, the school creates the necessary conditions for the development of different abilities of students, development of life skills. Based on the analysis of the educational environment by the vector model, it was found that the educational environment of urban schools is shifted towards «career» and rural - «dogmatic» educational environment.
Журнал: Педагогика сельской школы
Выпуск журнала: № 2
Номера страниц: 76-91
ISSN журнала: 26868652
Место издания: Ярославль
Издатель: Институт развития образования Ярославской области, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского