Идея сложности и современная метафизика образования : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.20913/2618-7515-2021-2-3

Ключевые слова: complexity, metaphysics of education, systemic description, axiology, models, сложность, метафизика образования, системное описание, аксиология, модели

Аннотация: Статья посвящена анализу значения философской концептуализации сложности для развития современных метафизических моделей образования. Основной целью стало выявление функциональной значимости идеи сложности в развитии современной философии образования. В настоящем исследовании определены общие тенденции влияния идеи сложности, проявПоказать полностьюляющиеся в контексте метафизики образования. Для конкретизации рассмотрения понятие метафизического используется в значении, заданном М. Вартофским, то есть основанном на синонимизации терминов «метафизический» и «онтологический», характеризующих высказывания о природе реальности. Метафизические модели образования, рассматриваемые в настоящей статье, - это совокупность высказываний, представляющая определенные способы рассуждения о действительности образования, его сущностном характере и взаимосвязях с иными контекстами реальности. В статье предложено и развито два возможных направления рассмотрения этой проблематики: 1) анализ понятийнокатегориальных и иных средств, используемых для концептуализации сложности, осуществленных в метафизических исследованиях образования; 2) осмысление влияния идеи сложности на развитие современной философской рефлексии образования. Показана гетерономичность проблематики осмысления сложности в философии: описываются некоторые тенденции, существующие в определении семантики понятия «сложность» и формировании контекста его осмысления. В частности, анализируются некоторые теоретические разночтения в работах Э. Морена и Ж. Эллюля, а также разноплановый характер средств, с помощью которых строится обсуждение философской рефлексии сложности. Авторами осмысляются различные следствия актуализации идеи сложности в контексте философии образования. В их числе выделяются трансформации аксиологии образования, теоретико-методологические новации в области научного исследования образовательной реальности, а также возникновение новых способов понимания сущности и задач современной философии образования. The article analyzes the importance of philosophical conceptualization of complexity for modern metaphysical educational models. Its main objective is to identify the functional significance of the complexity idea in the modern philosophy of education. However, due to the large scale of the issue, the article is limited to examining general trends of the complexity idea influence in the context of the metaphysics of education. To concretize the consideration, the concept of metaphysical is used in the meaning by M. Vartofsky, that is based on the synonymizing "metaphysical" and "ontological" terms characterizing statements about the reality nature. The metaphysical models of education considered in this article are a set of statements that represent ways of reasoning about the reality of education, its essence, and relations with other contexts of reality. The article proposes two directions for considering it: 1) analysis of conceptual-categorical means used to conceptualize complexity, and 2) understanding the influence of complexity on the philosophical reflection on education. The authors demonstrate the heteronomy of the problematics of comprehending complexity, some trends in the semantics of “complexity” concept and formation of the context of its comprehension. They analyze some theoretical discrepancies in works by E. Morin and J. Ellul. The authors comprehend various consequences of the issue actualization; among them, distinguish transformations of the axiology of education, theoretical and methodological innovations in the education research, as well as emerging new ways to understand the modern philosophy of education.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Профессиональное образование в современном мире

Выпуск журнала: Т. 11, 2

Номера страниц: 24-32

ISSN журнала: 22241841

Место издания: Новосибирск

Издатель: Новосибирский государственный аграрный университет

Персоны

  • Думов А. В. (Сибирский федеральный университет)
  • Кудашов В. И. (Красноярский государственный медицинский университет им. В. Ф. Войно-Ясенецкого)

Вхождение в базы данных