Школьно-вузовский кластер дисциплин как средство развития расчетно-алгоритмического компонента вычислительного мышления

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-3-42-49

Ключевые слова: continuous learning, cluster of disciplines, computational primitive, algorithmic primitive, calculative-algorithmic component of computational thinking, преемственность и непрерывность обучения, кластер дисциплин, вычислительный примитив, алгоритмический примитив, расчетно-алгоритмический компонент вычислительного мышления

Аннотация: Актуальность проблемы. В силу разноведомственных концепций и разного содержания образовательных программ школы и вуза возникает серьезная проблема преемственности и непрерывности системы образования «по вертикали» в целом и предметного обучения в частности. Другая дидактическая проблема - необходимость обеспечения междисциплинарныхПоказать полностьюсвязей базовых курсов в традиционной дисциплинарной модели учебного процесса для более эффективного и целесообразного формирования у студентов определенных групп компетенций. В этой связи представляет интерес создание новых организационно-содержательных подходов к подготовке специалистов без существенной перестройки традиционного учебного процесса.Цель работы - обоснование коллаборационной модели предметной подготовки обучающихся в условиях школьно-вузовского кластера дисциплин, обеспечивающей непрерывность и преемственность обучения в школе и вузе. Методологическая основа. На примере трех дисциплин: «Программирование», «Численные методы», «Информационные технологии в образовании» спроектирована и реализована кластерная модель обучения школьников и студентов по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки». Примечательной особенностью рассматриваемого школьно-вузовского кластера дисциплин является единая методическая база целевых, содержательных и дидактических элементов, формирующих и развивающих расчетно-алгоритмический компонент вычислительного мышления обучающихся. Основу средств и методов обучения в кластере составляют когнитивные техники и платформа вычислительных и алгоритмических примитивов, обеспечивающих формирование практических заданий разных уровней, соответствующих школьным и вузовским предметным дисциплинам. В методиках кластерного предметного обучения школьников и студентов применяется рекурсивный подход. Результаты и выводы. Модель созданного кластера дисциплин «Программирование - Численные методы - ИКТ в образовании» способствует формированию и развитию расчетно-алгоритмического компонента вычислительного мышления школьников и студентов, а также формирует у них заданные группы компетенций. Школьно-вузовский кластер дисциплин обеспечивает реальную преемственность и непрерывность школьного и вузовского образования, без излишних, порой искусственных, трудозатратных дополнительных организационных и методических средств и приемов. Рассматриваемый подход может быть использован для создания кластеров дисциплин по различным образовательным направлениям, допускающих их содержательную коллаборацию и формирующих у школьников и студентов заданные общие группы компетенций и когнитивные способности. Problem relevance. Due to the multi-departmental concepts and the different content of educational programs of schools and universities, a serious problem arises of the succession and continuity of the education system along the “vertical” in general and subject teaching in particular. Another didactic problem is the need to ensure interdisciplinary connections of basic courses in the traditional disciplinary model of the educational process for more effective and expedient formation of certain student’s competencies sets. In this regard, it is of interest to create new organizational and meaningful approaches to training specialists without a significant restructuring of the traditional educational process.The purpose of the article is to substantiate a collaborative model of subject training of students in a school-university cluster of disciplines, which ensures the succession and continuity of education at school and university.Methodological basis. On the example of three disciplines “Programming”, “Computanional Methods”, “Information Technologies in Education”, a cluster model of teaching schoolchildren and students in the direction of training “Mathematics and Computer Science” has been designed and implemented. A feature of the considered school-university cluster of disciplines is a unified methodological base of target, meaningful and didactic elements that form and develop the calculative-algorithmic component of the computational thinking of students. The basis of the means and methods of teaching in the cluster is made up of cognitive techniques and a platform of “computational and algorithmic primitives” - solving elementary task template. A recursive approach is used in the methods of cluster subject teaching of schoolchildren and students.Results and Conclusions. The model of the created disciplinary cluster “Programming - Computanional Methods - Information Technologies in Education” contributes to the formation and development of the calculative-algorithmic component of the computational thinking of schoolchildren and students, and also forms their assigned groups of competencies. The school-university cluster of disciplines ensures real succession and continuity of school and university education, without unnecessary, sometimes artificial, labor-intensive additional organizational and methodological means and techniques. The approach under consideration can be used to create clusters of disciplines in various educational areas, allowing their meaningful collaboration and forming given competencies sets and schoolchildren’s and student’s cognitive abilities.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Информатика и образование

Выпуск журнала: 3

Номера страниц: 42-49

ISSN журнала: 02340453

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Образование и Информатика", Российская академия образования

Персоны

  • Баженова И. В. (Сибирский федеральный университет)
  • Клунникова М. М. (Сибирский федеральный университет)
  • Пак Н. И. (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Aстафьева)

Вхождение в базы данных