СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ СОБЫТИЙ, ИЗОБРАЖЕННЫХ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.23670/IRJ.2021.107.5.051

Ключевые слова: forensic medicine, Legal medicine, forensic science, судебно-медицинская экспертиза, судебная медицина, медицинская криминалистика, криминалистика

Аннотация: В статье рассматривается вопрос ретроспективной реконструкции обстоятельств происшествия и выявления криминального деликта, как одного из актуальных вопросов теории и практики следственной и оперативно-розыскной работы, возможности использования познаний в области судебной медицины, участия врачей судебно-медицинских эксперты и криПоказать полностьюминалистов в процессе исследования. Проводится анализ и предлагается версия оценки события, изображённого на картине известного художника времён Реформации Рембрандта Хармезона из Лейдена «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632). Использованы теоретические (моделирование, анализ и синтез) и эмпирический (сравнение) методы. Об амстердамском Teatrum anatomicum известно немного и на полотне Рембрандт лишь обозначил его без особых деталей. Арис Киндт по прозвищу «Младенец» (настоящее имя - Адриан Адрианзон / Adriaanszoon), был жестоким грабителем, которого казнили за его преступления, - 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов. Это обстоятельство имеет важное значение, поскольку лишь на 4-й день после казни тело было подвергнуто анатомированию. После наступления биологической смерти в организме начинают происходить необратимые явления. Речь идёт о позднем трупном явлении, таком как гниение (разложение). На картине Рембрандта мы видим бледность кожных покровов, отсутствие выраженных трупных пятен, а также синюшности лица, выступающего языка из полости рта, что также не характерно для этого вида смерти. Поскольку художники используют в своём искусстве способ наложения мазка масляной краски на холст «per via dipore» подобно тому, как каждый последующий мазок ложится, полностью или частично, прикрывая предыдущий, картины, написанные маслом, могут претерпевать изменения, скрывая ранее изображённые объекты. То обстоятельство, что картина подписана Rembrandt 1632, тогда, как обычно ранее, он ставил инициалы RHL (Рембрандт Харменсзон из Лейдена), позволяет предположить, что полотно претерпевало изменения вместе с растущей известностью художника. Таким образом, предложена оригинальная версия ретроспективной реконструкции события, изображённого на картине Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), показывающую возможности применения знаний по судебной медицине и криминалистике, позволяющие повысить объективность установления отдельных обстоятельств событий в разрезе изучения свидетельств давно минувшей эпохи. The article deals with the issue of retrospective reconstruction of the circumstances of incidents and the identification of criminal tort as one of the topical issues of the theory and practice of investigative and operational-search work, the possibility of using knowledge in the field of forensic medicine as well as the participation of forensic experts and criminologists in the research process. The article analyzes and presents a version of the assessment of the event depicted in the painting of the famous Reformation artist Rembrandt Harmenszoon van Rijn from Leiden, "The Anatomy Lesson of Dr. Nicolaes Tulp" (1632). The study uses theoretical (modeling, analysis, and synthesis) and empirical (comparison) methods. Little is known about the Amsterdam Teatrum anatomicum, and Rembrandt depicted it on the canvas without much detail. Aris Kindt (Adrian Adriaanszoon) was a violent robber who was executed for his crimes on January 31, 1632. He was hanged and handed over for a public autopsy by the Amsterdam Guild of Surgeons. This fact is important since the body was subjected to dissection only on the 4th day after the execution. After the onset of biological death, irreversible phenomena begin to occur in the body, namely, a late phenomenon, such as putrefaction (decomposition). In Rembrandt's painting, we see the pallor of the skin, the absence of pronounced cadaverous spots, as well as the blueness of the face, the protruding tongue from the mouth, which is also not characteristic of this type of death. Since artists use the method of applying a stroke of oil paint on the canvas "per via dipore", just as each subsequent stroke lies, completely or partially, covering the previous one, oil paintings can undergo changes, hiding previously depicted objects. The fact that the painting is signed as Rembrandt 1632, whereas earlier, he put the initials RHL (Rembrandt Harmenszoon van Rijn from Leiden), suggests that the canvas underwent changes along with the rising fame of the artist. In light of this fact, the study proposes an original version of the retrospective reconstruction of the event depicted in Rembrandt's painting "The Anatomy Lesson of Dr. Nicolaes Tulp" (1632) that demonstrates the possibilities of applying knowledge in forensic medicine and criminology, which allow increasing the objectivity of establishing individual circumstances of events in the context of studying the evidence of a long-past era. Thus, the original version of the retrospective reconstruction of the event depicted in Rembrandt's painting "Dr. Tulpa's Anatomy Lesson" (1632) is proposed, showing the possibilities of applying knowledge in forensic medicine and criminology, which allow to increase the objectivity of establishing individual circumstances of events in the context of studying the evidence of a long-past era.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Международный научно-исследовательский журнал

Выпуск журнала: 5-2

Номера страниц: 90-98

ISSN журнала: 23039868

Место издания: Екатеринбург

Издатель: Индивидуальный предприниматель Соколова Марина Владимировна

Персоны

  • Карачев А.Ю. (Сибирский государственный университет)
  • Алябьев Ф.В. (Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России)
  • Валик Е.В. (Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России)
  • Карачева Ю.В. (Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России)
  • Хлуднева Н.В. (Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России)

Вхождение в базы данных