Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.17513/spno.30616
Ключевые слова: educational difficulties, institutions for the difficult, orphanages, institutions for teenagers, colonies, RSFSR, 1920s, трудновоспитуемость, учреждения для трудновоспитуемых, детские дома, учреждения для подростков, колонии, рсфср, 1920-е гг
Аннотация: Расширение спектра педагогических профессий и включение в перечень специалистов по девиантному поведению выступают одной из актуальных тенденций современного педагогического образования. Особое место в подготовке педагога-психолога, специализирующегося на сопровождении детей с девиантным поведением, занимают понимание сущности трудПоказать полностьюновоспитуемости как категории, характерной для психолого-педагогических исследований 1920-1930-х гг., знание особенностей организации и деятельности учреждений для трудновоспитуемых в этот период. Предлагаемая статья является продолжением исследования, реализованного на базе ЛПИ - филиала Сибирского федерального университета с 2012 г. и посвященного изучению отечественных учреждений социального воспитания в 1920-х гг., в том числе в Приенисейской Сибири. Важное значение для социального воспитания трудновоспитуемых в 1920-е гг. имел тезис о преимущественно социальной природе трудновоспитуемости и возможности ее преодоления за счет корректировки социальной среды. Корректировка социальной среды в учреждениях для трудновоспитуемых шла в нескольких направлениях: эстетизация среды учреждения и включенность трудновоспитуемых в этот процесс; включение трудновоспитуемых в трудовую деятельность и обучение; включенность в общественно-политическое просвещение и воспитание. Для отечественной психолого-педагогической теории и практики в 1920-е гг. характерна некоторая идеализация педагогических средств преодоления трудновоспитуемости, которая выступает особенностью и условием реализации идеи преодолимости трудновоспитуемости. В данной статье, посвященной рассмотрению указанной проблемы, охарактеризованы учреждения для трудновоспитуемых, целевые ориентиры и организационные методы и формы работы с трудновоспитуемыми в РСФСР в 1920-е гг. Expansion of the range of teaching professions and inclusion in the list of specialists in deviant behavior is one of the current trends in modern teacher education. A special place in the training of a teacher-psychologist specializing in accompanying children with deviant behavior is the understanding of the essence of "difficult to educate", as a category characteristic of psychological and pedagogical research in the 1920s and 1930s, knowledge of the peculiarities of the organization and activities of institutions for difficult to educate during this period. This article is a continuation of the research implemented on the basis of the LPI branch of the Siberian Federal University since 2012 and devoted to the study of domestic institutions of social education in the 1920s, including in the Yenisei Siberia. Important for the social education of the difficult to educate in the 1920s. had a thesis about the predominantly social nature of educational difficulties and the possibility of overcoming it by adjusting the social environment. The adjustment of the social environment in institutions for the difficult went in several directions: the aestheticization of the environment of the institution and the involvement of the difficult in this process; inclusion of difficult to educate in labor activity and training; involvement in social and political education and upbringing. A certain idealization of pedagogical means of overcoming learning difficulties is characteristic of Russian psychological and pedagogical theory and practice in the 1920s. and acts as a feature and condition for the implementation of the idea of «overcoming difficult to educate». Based on the existing problem, this article was written, which describes the institutions for the difficult to educate, targets and organizational methods and forms of work with the difficult in the RSFSR in the 1920s.
Журнал: Современные проблемы науки и образования
Выпуск журнала: № 2
Номера страниц: 33-33
ISSN журнала: 20707428
Место издания: Москва
Издатель: ООО "Издательский дом "Академия естествознания", Кубанский государственный медицинский университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Кемеровский государственный университет