Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Ключевые слова: literary criticism, cultural memory, group identity, biography, biography rewriting, nostalgia, discourse, patriotic criticism, liberal criticism, литературная критика, культурная память, групповая идентичность, биография, переписывание биографии, ностальгия, дискурс, патриотическая критика, либеральная критика
Аннотация: Либеральная и патриотическая литературная критика - социальные группы со свойственной им культурной памятью, обеспечивающей коллективную идентичность. Материал литературной критики представляет исключительный интерес для исследований memory studies, поскольку именно она невзирая на объявленный конец литературоцентризма активно формПоказать полностьюирует кластеры культурной памяти, обращаясь к богатейшему источнику - художественной литературе. Жанр юбилейной статьи в критике представляет собой не только воспоминание о «своем» писателе. Биография предельно прагматически выстраивается критиком, ре- пере- конструируется в зависимости от его идеологической задачи. Одни факты «забываются», другие означиваются как наиболее важные, третьи переозначиваются. В результате, в коллективной памяти актуализируются и передаются ценности, образцы поведения, образы «своих» и «чужих». Память обладает способностью «собирать» серии разрозненных событий в различные структурированные нарративы. Такими нарративами в литературной критике становятся воспоминания о писателях и событиях в жанре юбилейной статьи. Рисующие жизнь как подвиг, критики создают биографии, которые становятся знаками идентификации, отличительными маркерами «своих». Патриотическая критика использует разные стратегии переписывания биографии: конструирование «своего» и «чужого» образа писателя, компрометирующее жизнеописание «чужого» автора. В результате, в нарративах вычленяются типичные сюжетные модели. В современных биографиях можно увидеть следы ностальгического дискурса. «Припоминание» былого значимого статуса и заслуг как форма ностальгии позволяет смягчить переживаемый кризис самоидентификации. Критика создает новую идентичность, актуализируя прошлую модель критики и критика. Ностальгия по советскому предполагает означивание событий советского периода как ценных в данный момент. События советской биографии находятся в так называемом «культурном архиве». Не репрезентативные, не отражающие реальную действительность, они оказались востребованными, потому что совпали с драматично переживаемой утратой статуса. Таким образом, процесс переписывания определяется доминирующими либеральными или патриотическими ценностями. Причем из одного и того же «мемориального» материала либералами и патриотами выстраиваются разные нарративы идентичности. Liberal and patriotic literary critics are social groups with their cultural memory that ensures collective identity. The material of literary critic is of interest for memory studies. Despite the announced end of literary centrism, it actively forms clusters of cultural memory, referring to the richest source - literature. The genre of the jubilee article in criticism is not only a recollection of “our” writer. The biography is built in an extremely pragmatic way. It is reconstructed depending on the ideological goal of the critic. Some facts are being forgotten, some are designated as more important, others are resignified. As a result, values, behavioral patterns, images of “ours” and “strangers” are actualized and transmitted in the collective memory. The rewriting process is determined by dominant liberal or patriotic values. Moreover, liberals and patriots build different narratives of identity from the same “memorial” material. Memory has the ability to "collect" a series of disparate events into various structured narratives. Memories about writers and events in the genre of an anniversary article become such narratives in literary criticism. Painting life as a heroic deed, critics create biographies that become signs of identification, distinctive markers of “ours”. Patriotic criticism uses different strategies for rewriting biography: constructing "our" and " stranger" images of the writer, compromising the biography of the " stranger" author. As a result, typical plot models are singled out in narratives. Traces of nostalgic discourse can be seen in modern biographies. "Remembrance" of the former significant status and merit as a form of nostalgia helps to alleviate the crisis of self-identification that is being experienced. Criticism creates a new identity by updating the past model of criticism and critic. Nostalgia for the Soviet means that the events of the Soviet period are considered valuable at the moment. The events of the Soviet biography are kept in the so-called "cultural archive". Not representative, not reflecting real reality, they turned out to be in demand, because they coincided with the dramatically experienced loss of status. Thus, the rewriting process is caused by dominant liberal or patriotic values. Moreover, from the same “memorial” material, liberals and patriots are building different narratives of identity.
Журнал: Studia Culturae
Выпуск журнала: № 46
Номера страниц: 117-133
ISSN журнала: 22253211
Место издания: Санкт-Петербург
Издатель: Региональная общественная организация "Санкт-Петербургское философское общество"