Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.12731/2658-4034-2020-5-93-108
Ключевые слова: teacher training, STEM education, physics teaching, specialized training for schoolchildren, подготовка учителей, STEM-образование, обучение физике, профильное обучение школьников
Аннотация: Цель. Комплексным подходом подготовки учителя обладает STEM-образование (science, technology, engineering, mathematics), которое позволяет обеспечить будущего учителя современными технологиями обучения школьников по инженерно-техническим и естественнонаучным направлениям. Авторы ставят целью проанализировать перспективы разработки Показать полностьюсистемы педагогического STEM-образования, исследовать отношение и готовность учителей физики к STEM-подходу в школах Томской области. Метод или методология проведения работы. В ходе исследования первоначально проведен анализ отечественной и зарубежной литературы об актуальности и развитии образовательных технологий STEM-образования. Проведены анкетирование и статистическая обработка ответов учителей физики и методистов из 57 общеобразовательных учреждений Томской области, кластеризация узких и специфических ответов респондентов, обобщение результатов. Результаты. Установлено, что новые требования к содержанию обучения в области естественно-научных дисциплин проявляют необходимость подготовки учителя по технологиям STEM-образования, ориентированного на решение практических и проектных задач. Доказывается, что для полноценной реализации STEM-подхода в подготовке педагога необходимы обобщённые представления теоретических и эмпирических исследований. На примере образовательных организаций Томской области выявлено распространение различных вариаций STEM-образования. Учителя физики желают заниматься STEM-образованием. Отдаётся предпочтение варианту реализации занятий со школьниками в отдельном интегрированном курсе при сохранении курса физики. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в системе высшего педагогического образования для разработки интегрированных курсов естественных наук и «технологии» при подготовке бакалавров, разработки магистерских программ для учителей по теории и практике STEM-образования школьников. Purpose. STEM education (science, technology, engineering, mathematics) has a comprehensive approach to teacher training, which allows the future teacher to provide modern technologies for teaching students in engineering and natural science areas. The authors aim to analyze the prospects for developing a pedagogical STEM education system, to study the attitude of physics teachers to the STEM approach in schools in the Tomsk region. Methodology. During the study, the analysis of Russian and international resources on the relevance and development of educational technologies for STEM education was initially carried out. The survey and statistical processing of the answers from physics teachers and methodologists from 57 general educational institutions in the Tomsk region, clustering of narrow and specific answers from respondents, and a generalization of the results were carried out. Results. It is found that new requirements for the content of education in the field of natural sciences show the need for teacher training in STEM education technologies, focused on solving practical and project problems. It is proved that for the full implementation of the STEM approach during the teacher training courses, generalized representations of theoretical and empirical research are necessary. It is revealed that various types of approaches to STEM education are represented in the region. Physics teachers have a strong interest to be engaged in STEM education. Preference is given to the option when implementing the STEM classes with students in a separate integrated course while maintaining the orthodox physics course. Practical implications. The results of the study can be applied in the system of higher pedagogical education for the development of integrated courses of natural sciences and “technology” for the bachelor's degree students, and the development of master's degree programs for teachers on the theory and practice of STEM education for schoolchildren.
Журнал: Russian Journal of Education and Psychology
Выпуск журнала: Т. 11, № 5
Номера страниц: 93-108
ISSN журнала: 26584034
Место издания: Красноярск
Издатель: ООО "Научно-инновационный центр"