Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.31518/2618-9100-2021-1-11
Ключевые слова: Soviet-Chinese relations in the 1950s, "people's diplomacy", children, friendly exchanges and correspondenc, советско-китайские отношения в 1950-е гг, "народная дипломатия", дети, дружеские обмены и переписка, великая Отечественная война, Новосибирск, несовершеннолетние рабочие, профессиональная подготовка, трудовая деятельность, мотивация к труду, стахановцы военного времен
Аннотация: Статья посвящена проблемам места и роли детей в «народной дипломатии» в системе советско-китайских отношений в 1950-х гг. В основу исследования положены источники личного происхождения, а также материалы делопроизводственного характера, как опубликованные, так и впервые вводящиеся в научный оборот. Документы выявлены в фондах центрПоказать полностьюальных, местных и музейных архивов. На основе исторических источников восстанавливается картина участия детей и детских организаций в советско-китайском взаимодействии. Посещение детских учреждений входило в программу взаимных визитов делегаций двух стран. В 1950-х гг. имели место и взаимные поездки детских групп и пионерских делегаций к своим соседям, а также прямые связи между советскими и китайскими школами и другими учебными заведениями. Советские специалисты, работавшие в китайских школах, надолго сохраняли связи со своими учениками. Основной формой прямого взаимодействия между советскими и китайскими детьми в 1950-х гг. была дружеская переписка, которая, как правило, устанавливалась благодаря посредничеству советских органов власти, средств массовой информации и общественных организаций. Кроме того, китайские дети массово писали письма известным советским государственным и общественным деятелям. Советские и китайские дети участвовали в «народной дипломатии» до начала 1960-х гг. Использование государственными и общественно-политическими институтами «детского вопроса» сыграло важную роль в формировании дружеских отношений между двумя народами и государствами в 1950-х гг., а также стало важным фактором успешного восстановления советско-китайских отношений в 1980-х гг. The article is devoted to the problems of the place and role of children in the system of “people’s diplomacy” that took place in Soviet-Chinese relations in the 1950s. The research is based on sources of personal origin, as well as materials of a clerical nature, both previously published and introduced into scientific circulation for the first time. The documents were found in the fonds of the central, local and museum archives. On the basis of historical sources, a picture of participation of children and children’s organizations in the Soviet-Chinese interaction is being reconstructed. The visit to children’s institutions was included in the program of mutual visits of the delegations of the two countries. In the 1950s there were also mutual trips of children’s groups and pioneer delegations to their foreign neighbors, as well as direct ties between Soviet and Chinese schools and other educational institutions. Soviet specialists who once worked in Chinese schools kept in touch with their students for a long time. The main form of direct interaction between Soviet and Chinese children in the 1950s was friendly correspondence, which, as a rule, was established through the mediation of the Soviet authorities, the media and public organizations. In addition, Chinese children wrote en masse letters to famous Soviet statesmen and public figures. Soviet and Chinese children participated in “people’s diplomacy” until the early 1960s. The use by state and socio-political institutions of the “children’s question” played an important role in the formation of friendly relations between the two peoples and states in the 1950s, and also became an important factor in the successful restoration of Soviet-Chinese relations in the 1980s.
Журнал: Исторический курьер
Выпуск журнала: № 1
Номера страниц: 116-133
ISSN журнала: 26189100
Место издания: Новосибирск
Издатель: Институт истории СО РАН