Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.37993/2712-8733-2021-2-1-41-55
Ключевые слова: russian painting, work of art, genre art, representation, русская живопись, произведение искусства, бытовой жанр, репрезентация
Аннотация: Целью исследования выступает раскрытие специфики социально-статусного, дидактически- назидательного и образовательно-просветительского уровней репрезентации произведений бытового жанра русской живописи 1860-1870-х годов. Исследование проводится с помощью метода философско- искусствоведческого анализа произведений изобразительного иПоказать полностьюскусства. В работе проведен теоретический анализ понятия «бытовой жанр» и раскрыт многоаспектный предмет художественного моделирования в произведениях бытового жанра. Этимологический анализ позволяет соотнести понятия «быт» и «бытие», что подтверждает идею о проявлении и существовании Абсолютного в быту. Показаны отличия бытового жанра от жанра религиозной картины и раскрыта специфика внеконфессиональности бытового жанра. Отмечены синтетические особенности бытового жанра, объединяющего в себе другие различные жанры. Выявлено, что предметом художественного моделирования в произведениях бытового жанра являются нематериальные ценности, реализующиеся посредством материальных структур. Анализ социально-статусного уровня содержательной репрезентации произведений бытового жанра проведен на материале картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перова. Дидактически-назидательный уровень содержательной репрезентации произведений бытового жанра русской живописи второй трети XIX века раскрыт с помощью анализа произведения «Шутники. Гостиный двор в Москве» И. М. Прянишникова. Особенности образовательно- просветительского уровня содержательной репрезентации произведений бытового жанра определены в ходе анализа картины «Земство обедает» Г. Г. Мясоедова. Доказано, что произведения бытового жанра преимущественно выполняют дидактически-назидательную функцию, фиксируя определенные нормы поведения человека в обществе. Выводом исследования является раскрытие репрезентативной миссии бытового жанра, заключающейся в представлении Универсума предельным понятием «социум» The aim of the study is to reveal the specifics of the social, didactic and educating levels of representation of works of the genre art of Russian painting of the 1860-1870s. The research is carried out using the method of philosophical and art history analysis of works of fine art. The paper provides a theoretical analysis of the concept of “the genre art” and reveals a multifaceted subject of artistic modeling in works of the genre art. Etymological analysis allows us to correlate the concepts of “everyday life” and “being”, which confirms the idea of the manifestation and existence of the Absolute in everyday life. The differences between the genre of genre and the genre of religious paintings are shown and the specificity of the non-confessional aspect of the genre paintings is revealed. The synthetic features of the genre art that combines elements of other genres are noted. The research reveals that the subject of artistic modeling in the works of the genre art are intangible values although embodied in material structures. The analysis of the social level of representation in works of the genre painting was carried out in the process of investigating the painting «The Arrival of the Governess to the Merchant House» by Vasiliy G. Perov. The didactic level of representation in works of the genre art in Russian painting of the 1860-1870s was revealed in the analysis of the artwork “Jokers. Merchant Court in Moscow” by Illarion M. Pryanishnikov. The peculiarities of the educating level of representation in the works of the genre art are determined in the course of the analysis of the painting «Zemstvo is having dinner» by Grigoriy G. Myasoedov. The research proves that works of genre art mainly perform a didactic function, as they fix certain norms of human behavior in the society. In conclusion of the study authors reveal the mission of the genre art in Russian painting of 1860-1870s, which is to represent the Universe by means of the visual concept of “the society”
Журнал: Цифровизация
Выпуск журнала: Т. 2, № 1
Номера страниц: 41-55
ISSN журнала: 27128733
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная молодёжная общественная организация "Союз молодых учёных Красноярья"