Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2021
Идентификатор DOI: 10.31804/2687-0606-2021-2-1-15-28
Ключевые слова: russian painting, work of art, society, genre art, representation, русская живопись, бытовой жанр, социум, репрезентация
Аннотация: Целью исследования выступает раскрытие способов репрезентации понятия «социум» в произведениях бытового жанра русской живописи 1860-1870-х годов. Исследование проводится с помощью метода философско-искусствоведческого анализа произведений изобразительного искусства. Основным объектом исследования выступает произведение живописи «СеПоказать полностьюльский крестный ход на Пасху» В. Г. Перова. В работе представлена общая характеристика бытового жанра русской живописи второй трети XIX века. Показано, как произведения бытового жанра выполняют нравоучительную и образовательную функции. Теоретический анализ понятий «быт», «бытие», «социум» позволил заключить, как бытовая живопись середины XIX века моделирует как идеального человека, пребывающего в событии с абсолютным началом, так и человека, далекого от идеала. Выявлены две мировоззренческие модели, сложившиеся в русской живописи 1860-1870- х годов: модель эталонного человека и модель человека, погрязшего в быту. Доказано, что образ человека с замутненной сущностью организуется индексными знаками персонажей, живущих только материальными благами. В исследовании отмечена многогранность живописной модели социума России, представленной не только сообществом, поглощенным бытом, но и группой людей, в жизни которых быт уступал место бытию. В работе произведена типология персонажей произведений живописи бытового жанра в зависимости от модели социума, представленного произведением. Выводом исследования является раскрытие двух моделей репрезентации социума в русской живописи бытового жанра второй трети XIX века. Согласно первой модели, бытовое начало выступает поглотителем бытия. Вторая модель представляет социум, в котором бытовое проявляет бытие, наполненное божественным началом и существующее в гармонии с природой The aim of the study is to reveal the ways of representing the concept of “society” in the works of the genre art in the Russian painting of the 1860-1870s. The research is carried out using the method of philosophical and art history analysis of works of fine art. The main object of the study is the painting “Rural procession on Easter” by Vasiliy G. Perov. The study describes the specific features of the genre art in the Russian painting of the 19th century. The research shows how works of the genre art realize their didactive and educating functions. A theoretical analysis of the concepts of “everyday life”, “being”, “society” made it possible to conclude how genre painting of the 19th century models both an ideal person who is in co-existence with the absolute spirit, and a person who is far from the ideal. In the research the authors reveal two worldview models that developed in Russian painting in the 1860-1870s: a model of a perfect human being and a model of a person who is mired in everyday life. The study proves that the latter human model is represented in index signs of characters that worship only material values. The study investigates the versatility of the pictorial model of the Russian society, represented not only as a community absorbed in the routine of the everyday life, but also as a group of people whose life is elevated upwards to the true existence. The research has resulted in the typology of characters of paintings of the genre art, where the type of the character depends on the model of the society represented by the work of art. In its conclusion the study discloses two models of representing the society in Russian painting of the genre art in the 19th century. According to the first model, the everyday principle acts as an absorber of being. The second model represents a society in which everyday life manifests true existence, in harmony with nature and filled with the divine essence
Журнал: Социальная антропология Сибири
Выпуск журнала: Т. 2, № 1
Номера страниц: 15-28
ISSN журнала: 26870606
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация «Содружество просветителей Красноярья» (Красноярск), Сибирский федеральный университет