Напряженность и эмоциональность образовательной среды современной школы: результаты исследования в Красноярском крае : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2020

Идентификатор DOI: 10.20323/2686-8652-2020-4-6-25-39

Ключевые слова: educational environment, psychological security, rural school, teacher, parent, tensions, emotionality, educational process, relationship, psychological culture, образовательная среда, психологическая безопасность, сельская школа, педагог, родитель, напряженность, эмоциональность, образовательный процесс, отношения, психологическая культура

Аннотация: В статье обсуждаются материалы социологического исследования особенностей образовательной среды школ Красноярского края, проведенного в рамках межрегионального исследования «Психологическая комфортность образования в современной сельской школе». На основе теоретического анализа авторы выделяют две характеристики школьной среды, котПоказать полностьюорые оказывают существенное влияние на психологическое здоровье школьников и успешность обучения: напряженность и эмоциональность. Сравнительному анализу качества именно этих параметров в сельских и городских школах Красноярского края и посвящена настоящая статья. В исследовании обнаружены достаточно серьезные расхождения в оценке важности параметров образовательной среды различными участниками образовательного процесса: школьниками, родителями и учителями. В целом все участники образовательного процесса достаточно высоко оценивают напряженность образовательной среды школ, причем существенных различий в оценке этого параметра между сельскими и городскими школами не обнаружено. По оценке участников образовательного процесса, школа создает необходимые условия для развития различных способностей учеников, выработки жизненных навыков. Эмоциональность образовательной среды школ также получила достаточно высокую оценку всех респондентов. Наиболее высокую оценку получают потенциал развития активности образовательной среды, взаимоотношения с учениками, сохранение личного достоинства учеников. Вместе с тем многие школьники отмечают высокий уровень незащищенности от возможной угрозы оскорблений, принуждения к нежелательным действиям, от недоброжелательного отношения и оскорблений со стороны учителей и одноклассников. Это требует разработки специальных мер по профилактике буллинга, повышению психологической культуры педагогов, проектированию образовательной среды школ. The article discusses the materials of the sociological study of the educational environment of schools in the Krasnoyarsk region, conducted as part of the inter-regional research «Psychological comfort of education in modern rural school». Based on the theoretical analysis, the authors highlight two characteristics of the school environment, which have significant impact on the psychological health of schoolchildren and the success of education: tension and emotionality. The study found out quite serious differences in the assessment of the importance of educational parameters by different participants in the educational process: schoolchildren, parents and teachers. In general, all participants in the educational process highly appreciate the tension of the educational environment of schools; and there were no significant differences in the assessment of this parameter between rural and urban schools. According to the participants of the educational process, the school creates the necessary conditions for the development of different abilities of students, development of life skills. The emotional environment of the schools was also well received by all respondents. The most appreciated one is the potential for the development of educational activity, relationship with students, preservation of the personal dignity of students. However, many students note a high level of insecurity from the possible threat of insults, coercion to undesirable actions, from ill-will and insults from teachers and classmates. This requires the development of special measures to prevent bullying, improve the psychological culture of teachers, and design the educational environment of schools.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Педагогика сельской школы

Выпуск журнала: 4

Номера страниц: 25-39

ISSN журнала: 26868652

Место издания: Ярославль

Издатель: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Персоны

  • Лукина Антонида Константиновна (ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»)
  • Сеткова Ирина Николаевна (МАОУ «Лицей № 1»)
  • Севостьянова Алина Саиджоновна (ФГАОУ ВО «Сибирский Федеральный университет»)

Вхождение в базы данных