Тип публикации: монография
Год издания: 2020
Ключевые слова: образование, обучение, экосистема обучения, экосистема образования, агрессивные факторы развития образовательного пространства, социальная турбулентность
Аннотация: Цель: Данная работа имеет целью исследование изменений, происходящих в экосистеме образования в условиях турбулентного социума. Непрерывный и зачастую агрессивный характер изменений, происходящих в современном российском пространстве, требует соответствующей философской рефлексии для преодоления происходящих и разрушающих целостносПоказать полностьють этого пространства деформаций. Методы: Обозначенную проблему авторы предполагают решать с помощью функционально-структурного и междисциплинарного подхода. В статье используются промежуточные статистические мате-риалы, полученные в ходе социологических обследований о влиянии пандемии COVID на образовательные взаимодействия, проведенные авторами в Сибирском федеральном университете. Результаты: В условиях развития турбулентного социума экосистему образования деформируют противоречивые тенденции порождаемые различными факторами. Среди этих факторов основными являются неопределенность государственной политики в формировании экосистем обучения и образования, развивающаяся фиктивизация высшего образования, качество человеческого капитала (педагогического и студенческого сообщества). Эти факторы особенно обострились в условиях пандемии, вынужденного перехода на дистанционное обучение и ускорения цифровизации образовательных взаимодействий. Авторы рассматривают как их агрессивные явления. Выводы: COVID явился индикатором и агрессивным катализатором, обострившим явления турбулентности в современном российском образовательном пространстве. Активизация цифровизации образовательных взаимодействий потребовала реорганизации экосистем обучения и образования. Однако качество этих экосистем оказалось несоответствующим этим требованиям. Это привело к обострению турбулентности, психологическим и организационным стрессам педагогического и студенческого сообщества. Экосистема обучения и образования (и до COVID развивающиеся разновекторно) сегодня вынуждены приобретать новые основания оптимизации. Человеческий капитал (студенты + преподаватели + семья) вынуждены САМИ оптимизировать развитие экосистем обучения и образования. Соответственно выявились как частные, так и общие проблемы, которые раньше не подвергались философским, психологическим, педагогическим и социологическим исследованиям.
Журнал: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Номера страниц: 83-95
Место издания: Москва
Издатель: Энциклопедист-Максимум