Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.13187/bg.2020.4.2572
Ключевые слова: everyday life history, students, professors, imperial universities, history of education, история повседневности, студенты, профессура, императорские университеты, история образования
Аннотация: В статье проведен анализ особенностей взаимоотношений между студентами и профессорско-преподавательским составом в российском университете второй половины XIX - начала XX вв. Цель настоящей работы заключается не только в выявлении особенностей взаимоотношений, но и в определении влияния этих особенностей на развитие высшей школы в Показать полностьюРоссийской империи. В качестве источниковой базы статьи выступили источники личного происхождения - воспоминания, дневники и письма бывших студентов из различных регионов Российской империи, университетские фонды архивов ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации), ГАТО (Государственный архив Томской области), ГА РТ (Государственный архив Республики Татарстан), нормативно-правовые акты, связанные с деятельностью высших учебных заведений (университетский устав, документы университетского делопроизводства). Подробный анализ содержания выбранных источников позволил определить, какую роль в жизни студента играл преподаватель высшего учебного заведения в дореволюционной России. Также были выявлены две основные тенденции развития отношений между студентами и профессорами: приводящая к возникновению конфликтных ситуаций и обусловливающая взаимовыгодную коллаборацию. Было определено значение реализации типа политического курса в формировании той или иной тенденции. Гармоничные отношения складывались во времена смягчения политического вмешательства в университетскую среду. В то же время при ужесточении режима происходило обострение противоречий в отношениях между профессорами и студентами. Также была выявлена связь между уровнем глубины во взаимоотношениях главных участников образовательного процесса и его влиянием на развитие системы высшего образования в Российской империи второй половины XIX - начала XX вв. The article analyzes the characteristics of the relationship between students and professors in the higher education organizations in the Russian Empire in the second half of the 19th to early 20th centuries. The aim of this article isn’t just to find the features of the relationships, but the main idea is to determine the influence of these features to the system of the higher educational system in Russian Empire. As the historical sources in the article were used the sources of personal origin - students’ memoires, diaries and letters from different regions of Empire, university funds of the archives: GARF (State Archive of the Russian Federation), GATO (State Archive of the Tomsk Region), GA RT (State Archive of the Republic of Tatarstan), and the documents connected with higher education (the university charter, university office management documents). It was identified, how a university teacher important for the students in the prerevolutionary period. It was revealed 2 main trends in the development of the relations between students and professors: leading to conflict situations and causing cooperation and friendship. The prevalence of one of the trends directly depended on the form of realization of the political course. During the implementation of the liberal political course relations in a university were in harmony. At the same time, when implementing a reactionary policy, relations became worse. Also, it was identified, how the quality of higher education depended on relationships between professors and students in the Russian Empire in the second half of the 19th to early 20th centuries.
Журнал: Былые годы. Российский исторический журнал
Выпуск журнала: № 58
Номера страниц: 2572-2579
ISSN журнала: 20739745
Место издания: Сочи
Издатель: Сочинский государственный университет