Я ОНЛАЙН, СЛЕДОВАТЕЛЬНО Я СУЩЕСТВУЮ. НОВЫЕ МЕДИА КАК ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2020

Идентификатор DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2020.1.7

Ключевые слова: new media, social creativity, network society, virtuality, interactive communication, новые медиа, социальное творчество, сетевое общество, виртуальность, интерактивная коммуникация

Аннотация: В представленной работе исследуются социально креативные практики пользователей новых медиа, выделяются их разновидности с точки зрения продукта и субъекта этой деятельности, дается анализ их природы через характеристики свойств онлайнового пространства и сквозь призму представлений о сетевом обществе. Творчество в целом рассматривПоказать полностьюается с точки зрения коммуникативного подхода, согласно которому творческий акт предполагает не только создание нового, никогда не бывшего, но и реализуется тогда, когда его результат включается в социальный контекст. Вместе с тем дается определение социального творчества как деятельности, направленной на преобразование социального пространства, продуктом которой могут выступать новые практики, нормы, ценности, формы организации индивидов. Представления о системообразующей роли информационно-коммуникационных технологий в структуре современного общества позволяют М. Кастельсу и Я. ван Дейку характеризовать его как сетевое, члены которого включены во множество сообществ (в том числе виртуальных) и дискурсов. Участие в медиатизированных горизонтальных коммуникациях требует от индивидов проявления социальной активности и креативности. Сама среда глобальной информационной сети, ее изменчивость и новизна мотивируют пользователя включаться в социально-творческие практики. В работе предложена классификация последних по двум основаниям: с точки зрения субъекта можно говорить об индивидуальных и коллективных практиках, с точки зрения результата творчества выделяются практики, направленные на производство цифровых артефактов, реализацию социально активной деятельности или создание социальных образцов. Автор приходит к выводу о том, что участие в креативных практиках дает возможность пользователю реализовать социальные и коммуникативные потребности и в конечном счете заявить о своем существовании в виртуальном мире. This paper examines the social and creative practices of new media users, identifies their varieties from the point of view of the product and subject of this activity, analyzes their nature through the characteristics of the properties of the online space and through the prism of ideas about the network society. Creativity, in general, is considered in the context of the communicative approach, according to which the creative act involves not only the creation of a new, never-before-seen but also is realized when its result is included in the social context. In addition, social creativity is defined as an activity aimed at transforming social space, the product of which can be new practices, norms, values, and organizational forms of individuals. Ideas about the system- forming role of information and communication technologies in the structure of modern society allow M. Castells and J. van Dijk to characterize it as a network, whose members are included in many communities (including virtual ones) and discourses. Participation in mediated horizontal communications requires individuals to be socially active and creative. The environment of the global information network, its variability and novelty motivate the user to engage in social and creative practices. The work proposes a classification of the latter on two grounds: in terms of the subject, we can talk about individual and collective practices, in terms of the creativity result, practices are allocated to aimed at the production of digital artifacts, the implementation of socially-active activities or the creation of social samples. The author concludes that participation in creative practices allows the users to realize social and communicative needs and, ultimately, to declare their existence in the virtual world.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Logos et Praxis

Выпуск журнала: Т. 19, 1

Номера страниц: 63-73

ISSN журнала: 25879715

Место издания: Волгоград

Издатель: Волгоградский государственный университет

Персоны

Вхождение в базы данных