Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.26170/sp20-04-04
Ключевые слова: aphasia, logopedics, disorders of speech, speech disorders, logopedic work, cognitive strategies, word remembering, Memory disorders, speech impairments, kinds of memory, remembering strategies, афазия, логопедия, нарушения речи, речевые нарушения, логопедическая работа, когнитивные стратегии, припоминание слов, нарушения памяти, расстройства речи, виды памяти, стратегии припоминания
Аннотация: Выявляются и описываются когнитивные стратегии припоминания, которые задействуют пациенты с афазией во время поиска нужных слов в процессе речепорождения, а также разрабатываются рекомендации для логопедов по построению вопросов для взаимодействия с пациентами в ходе реабилитации. Перед исследованием поставлена задача установить, мПоказать полностьюожно ли говорить о том, что при общей обусловленности характера припоминания при комплексной моторной афазии типом нарушения механизма речи различные объекты припоминания (типы словесных знаков) преимущественно коррелируют с той или иной когнитивной стратегии припоминания; можно ли повысить эффективность речевой терапии, если логопеды будут применять в вопросах в качестве подсказок наиболее частотные когнитивные стратегии, используемые самими же пациентами. Актуальность работы связана с тем, что ее результаты помогут специалистам понимать и контролировать процесс речевой терапии пациентов с диагнозом «афазия». Материалом исследования послужили: 1) 20 аудиозаписей реабилитационных занятий пациентов с врачами - логопедами общей продолжительностью 75 минут; 2) 3 видеозаписи общей продолжительностью 15 минут. Материал предоставлен Отделением восстановления высших нервных функций Федерального медико - биологического агентства (ФМБА) РФ по Красноярскому краю. В работе использовались следующие методы: классификация, описание, качественно - количественный анализ. Методология исследования включала в себя также транскрибирование аудио - и видеозаписей техникой «литературной» буквенной транскрипции, в которой фиксировались фразы как логопеда, так и пациента. В ходе исследования были получены следующие результаты: 1) выявлены и описаны основные когнитивные стратегии припоминания слов у пациентов с диагнозом «комплексная моторная афазия»; 2) разработаны рекомендации для логопедов по построению вопросов в ходе речевой терапии пациентов. The article considers the remembering strategies used by patients with aphasia while searching for the appropriate words in the process of speech production. We also propose a number of recommendations, which were developed to help speech therapists create questions for patients in the process of rehabilitation. The main research questions the authors seek to answer are: Does the cognitive strategy of word remembering in complex motor aphasia activated in patient cognitive activity depend on the object of remembering (type of word)? Can prompting of the most frequent patients’ strategies in speech therapy practice help therapists achieve more important results? The urgency of the study is connected with the fact that research on the problem of aphasia may help specialists understand and control the process of rehabilitation of patient with aphasia. The research material provided by the local Neurorehabilitation Center includes: 1) 20 audio recordings of rehabilitation sessions for patients with aphasia with their speech therapists of 75 minutes total record duration 2) 3 video footages with a total duration of 15 minutes. The following research methods were used in the study: classification, description, and qualitative and quantitative analysis. The research methodology also included transcription of the audio and video recordings with the help of the “literary” letter transcription technique of the phrases of both the logopedist and the patient. The main results of this project are: 1) the authors have identified and described a range of cognitive strategies of word remembering used by patients with aphasia; 2) the authors have developed the recommendations for speech therapists of how to construe questions in order to help patients activate some of the useful strategies of word remembering.
Журнал: Специальное образование
Выпуск журнала: № 4
Номера страниц: 41-56
ISSN журнала: 19996993
Место издания: Екатеринбург
Издатель: Уральский государственный педагогический университет