Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.31804/2542-1816-2020-4-4-177-184
Ключевые слова: classical university, pragmatic university, entrepreneurial university, virtual university, классический университет, прагматический университет, предпринимательский университет, виртуальный университет
Аннотация: В статье рассматривается модель современного российского университета, анализ которой был осуществлен на основе Сибирского федерального университета. Установлено, что содержание рассматриваемой модели включает в себя совокупность элементов моделей классического, прагматического, предпринимательского и цифрового университетов. ЧертыПоказать полностьюклассического университета проявляются в СФУ в преобладании фундаментальности в организации образовательного процесса, наличии относительной автономии и академической свободы. Прагматическая составляющая в деятельности университета находит свое выражение в учете региональных и национальных потребностей в вопросах, связанных с профессиональной подготовкой студентов. Сущность предпринимательского университета проявляется в СФУ в форме организации университетом сотрудничества с бизнесом и государственными органами, а также в определенной степени маркетизации образовательного процесса, что находит свое выражение в предоставлении образовательных услуг и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Формирование модели виртуального университета находится на начальной стадии и выражается в создании электронного прототипа СФУ. Кроме того, было установлено, что функционирование модели СФУ осуществляется в условиях превалирования прагматического подхода над либеральным подходом в образовательном процессе. Модель Сибирского федерального университета рассматривалась как частное проявление общей системы университетского образования в России, поэтому полученные на основе проведенного анализа выводы могут быть экстраполированы на все российские университеты. The article studies a contemporary Russian university model, the analysis of which was carried out on the base of Siberian Federal University. It is stated that the content of the model under study includes a set of elements of classical, pragmatic, entrepreneurial and virtual university models. Features of a classical university are expressed in prevalence of fundamentality in organization of educational process, presence of relative autonomy and academic freedom in SibFU. A pragmatic component in university functioning is revealed in consideration of regional and national needs concerning the questions connected with students’ professional training. The essence of an entrepreneurial university takes the form of organization of collaboration of SibFU with business and public authorities, as well as marketization of educational process to some extent that is expressed in rendering educational services and commercialization of results of intellectual activity. Formation of a virtual university model is at the initial stage and is manifested in creation of an electronic prototype of SibFU. Moreover, it is stated that functioning of the SibFU model is exercised under conditions of predominance of the pragmatic approach over liberal approach to educational process. The model of Siberian Federal University is considered to be a particular example of the common system of university education in Russia, so all the results received on the base of the carried out analysis can be extrapolated to all Russian universities.
Журнал: Сибирский антропологический журнал
Выпуск журнала: Т. 4, № 4
Номера страниц: 177-184
ISSN журнала: 25421816
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья", Копцева Наталья Петровна