Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-20-26
Ключевые слова: педагогический дискурс, легитимация, дискурсивные стратегии, дискурс-анализ, мифопоэзис, японский язык, японское образование, pedagogical discourse, legitimacy, discursive strategies, discourse analysis, mythopoesis, japanese language, education in Japan
Аннотация: Введение. Рассматривается описание реализации одной из четырех дискурсивных стратегий процесса легитимации, выделенных известным дискурс-аналитиком Т. ван Леувеном, - мифопоэтической стратегии. Целью настоящего исследования определено выявление и комплексное описание специфических черт реализации мифопоэтической стратегии легитимацПоказать полностьюии институционализированных ценностей в японском педагогическом дискурсе. Материал и методы. Материалом исследования служат японские учебники по школьному предмету («Моральное воспитание») для младшей и средней школы, разработанные японским Министерством образования - MEXT. В качестве основных инструментов исследования использованы методы дискурс-анализа и критического дискурс-анализа, а также метод интерпретации и лингвокультурологический метод. Результаты и обсуждение. На страницах учебника мы можем проследить реализацию всех субстратегий, которые Т. ван Леувен включает в мифопоэтическую стратегию. Поучительный рассказ демонстрирует, как с помощью упорства и трудолюбия, напрямую связанными с японской ценностной доминантой гамбари, главный герой достигает успеха. Обращение к этой ценностной доминанте есть и в другом рассказе, который относится к инвертированному повествованию. Инвертированность в описанном рассказе достигается за счет наделения животных, живущих в лесу, качествами реальных социальных акторов - обычных японцев. Апокрифический рассказ, напротив, иллюстрирует, как своенравие главного героя и его нежелание подчиняться общественным устоям приводят к постепенному исключению его из общества. Рассказ, рассматриваемый в качестве примера символического повествования, представляет собой аллюзию, источником которой является само японское общество с его законами и традициями. А моделируемая в нем проблема включения детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в современное общество находит прямое отражение в современной образовательной политике Японии. Заключение. Проведенный анализ учебников курса «Моральное воспитание» позволяет выделить основные направления японской педагогической мысли, а также выявить те институционализированные ценностные установки, которые транслируются японскому подрастающему поколению посредством педагогического дискурса. И хотя японское образование построено по образцу западных стран, легитимируемые на страницах учебников морально-этические нормы находятся в тесной связи с традиционными ценностями. Introduction. The current paper is dedicated to studying one of the 4 discursive strategies of legitimation identified by discourse analyst T. van Leeuwen, mythopoesis. The aim of the study is to reveal specific features of realization of legitimation discursive strategies and to interpret the results in the context of nature of education policy in Japan. Material and methods. The focus of our study is Japanese modern educational system and textbooks of the Course of Moral Education for elementary and secondary schools provided by the Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology of Japan, MEXT. In order to uncover the legitimation strategies in the Course of Moral Education we used the method of discourse analysis and also the critical discourse analysis. Moreover, the method of content analysis and cultural linguistics method are also used. Results and discussion. All the sub-strategies of mythopoesis that was identified by T. van Leeuwen are found in textbooks. Moral tale demonstrates how protagonist achieves success relying on perseverance and diligence, which are in directly linked to the Japanese value gambari. Another story which refers to the inversion is also addresses to this value. Inversion is achieved by endowing the animals from the forest with the qualities of real social actors. The cautionary tale, in contrast, illustrates how the protagonist’s willfulness and unwillingness to obey social principles lead to his exclusion from the society. The symbolization story is an allusion of Japanese society itself with its laws and traditions. Conclusion. The analysis allows to identify the main areas of Japanese pedagogy, as well as to identify the values that are transmitted to the Japanese younger generation through pedagogical discourse. Although Japanese education is modelled after the Western countries’ system, it is still in close connection with moral standards which were the main construct of Japanese society from old centuries.
Журнал: Вестник Томского государственного педагогического университета
Выпуск журнала: № 6
Номера страниц: 20-26
ISSN журнала: 1609624X
Место издания: Томск
Издатель: Томский государственный педагогический университет