Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.25683/VOLBI.2020.53.430
Ключевые слова: reflection, project activity, student, educational psychologist, higher education, professional training, standard, activity approach, universal competences, development, рефлексия, проектная деятельность, студент, педагог-психолог, высшее образование, профессиональная подготовка, стандарт, деятельностный подход, универсальные компетенции, развитие
Аннотация: В статье представлена постановка и решение проблемы развития рефлексии студентов как ключевой универсальной компетенции будущих педагогов-психологов в рамках проектной деятельности. Теоретически обосновано и опытно-экспериментально доказано, что при определенной системе организационно-педагогическихусловий проектная деятельность явПоказать полностьюляется механизмом развития таких компонентов рефлексии, как схематизация и объективация у студентов старших курсов психолого-педагогического направления подготовки, а у студентов младших курсов психолого-педагогического направления подготовки таких компонентов рефлексии, как конструирование и схематизация. Для этого необходимо, чтобы замысел проекта студентов включал в себя коллективную постановку и решение ими дивергентных задач на психолого-педагогическом материале, реализация проекта предполагала разработку стратегии и тактики кооперативного действия всеми участниками проекта для открытия способов решения дивергентных задач, а результаты реализации проекта должны быть осознаны всеми совместно с разработчиками и экспертами в процессе коллективной и объективной оценки происходящего. Мы использовали в исследовании системный подход к пониманию рефлексии, который предполагает ее многокомпонентность и целостность. В зависимости от содержания проектной деятельности студентов старших и младших курсов развиваются те или иные компоненты. В ходе исследования разработана и опробована методика диагностики развития компонентов рефлексии, которая обладает конструктной валидностью и межэкспертной надежностью. Методологию проведенного исследования составляют научно-исследовательские работы зарубежных и отечественных ученых в области педагогики и психологии развития, признанные научным сообществом, а также многолетний опыт обучения и организации практики студентов психолого-педагогического направления подготовки. The article presents the formulation and solution of the problem of the development of students ’ reflection as a key universal competence of future educational psychologists in the framework of project activities. It is theoretically substantiated and experimentally proved that under a certain system of organizational and pedagogical conditions, project activity is a mechanism for the development of such components of reflection as schematization and objectification in senior students of the psychological and pedagogical direction of training, and in junior students in the psychological and pedagogical direction of training such components reflection as construction and schematization. For this, it is necessary that the concept of the students project includes the collective formulation and solution of divergent tasks by them on psychological and pedagogical material, the implementation of the project involves the development of a strategy and tactics of cooperative action by all project participants to discover ways of solving divergent tasks, and the results of the project must be realized all together with developers and experts in the process of collective and objective assessment of what is happening. In the study, we used a systematic approach to understanding reflection, which assumes its multicomponent and integrity. Depending on the content of the project activities of senior andjunior students, certain components develop. In the course of the study, a method for diagnosing the development of reflection components was developed and tested, which has construct validity and inter-expert reliability. The research methodology of the conducted research consists of research works offoreign and domestic scientists in the field of pedagogy and developmental psychology, recognized by the scientific community, as well as many years of experience in teaching and organizing the practice of students in the psychological and pedagogical direction of training.
Журнал: Бизнес. Образование. Право
Выпуск журнала: № 4
Номера страниц: 459-465
ISSN журнала: 1990536X
Место издания: Волгоград
Издатель: Автономная некоммерческая организация высшего образования "Волгоградский институт бизнеса"