Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.17513/spno.30228
Ключевые слова: обучение литературе, художественный мир произведения, иллюстрация, интерпретация, культурно-исторический метод, Ф.М. Достоевский, М. Шемякин, И. Глазунов, Оксфордский российский фонд, teaching literature, the artistic world of a work, illustration, interpretation, cultural and historical method, F. M. Dostoevsky, M. Shemyakin, i. glazunov, oxford russian found
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы интерпретации на уроках литературы в школе иллюстраций художников XX-XXI вв. к произведениям русской классики. Авторы статьи исходят из определения иллюстрации как отражения в живописи (графике) сюжетно-смыслового содержания литературного произведения с опорой на замысел автора. Существенным фактороПоказать полностьюм, отличающим иллюстрацию, является стремление художника отразить субъективное индивидуальное видение им формально-содержательных компонентов произведения, которые он трансформирует таким образом, чтобы классическое произведение стало для современников актуальным, повествующим о важных для их времени проблемах. Основываясь на многочисленных наблюдениях, сделанных при посещении уроков литературы и при прохождении педагогической практики в школе студентами Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета, авторы предлагают методические рекомендации по работе с иллюстрациями художников XX в. М. Шемякина и И. Глазунова при изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» в 10-м классе. Сопоставительный анализ предметного мира иллюстраций и соответствующих фрагментов романа Ф.М. Достоевского, осмысление их композиции, цветописи и иного рекомендуется проводить в контексте проявления субъективной позиции художника, размышляющего над вечными вопросами о смысле жизни человека и его взаимоотношениях с обществом. The article deals with the interpretation of the literature lessons at the school of illustrations of artists of the XX-XXI centuries to the works of Russian classics. The authors of the article proceed from its definition of illustration as a reflection in painting (graphics) plot and semantic content of a literary work based on the author's idea. An essential factor that distinguishes the illustration is the Illustrator's desire to reflect the subjective individual vision of the formal and meaningful components of the work, which the artist transforms in such a way that the classic work becomes relevant for contemporaries, telling about important problems for their time. Based on numerous observations made while attending literature classes, as well as during the pedagogical practice at school by students of the Lesosibirsk pedagogical Institute - a branch of the Siberian Federal University, the authors offer guidelines for working with illustrations by artists of the XX century M. Shemyakin and I. Glazunov when studying Dostoevsky's novel «Crime and punishment» in the 10th grade. Comparative analysis of the subject world of illustrations and corresponding fragments of the novel by F. M. Dostoevsky, understanding of their composition, color painting, etc. it is recommended to carry out in the context of the manifestation of the subjective position of the artist, reflecting on the eternal questions about the meaning of human life and its relationship with society.
Журнал: Современные проблемы науки и образования
Выпуск журнала: № 5
Номера страниц: 73-73
ISSN журнала: 20707428
Место издания: Москва
Издатель: ООО "Издательский дом "Академия естествознания", Кубанский государственный медицинский университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Кемеровский государственный университет