Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.7256/2454-0749.2020.9.33953
Ключевые слова: critical discourse studies, discourse, japanese language, discourse analysis, authorization, discursive strategies, legitimation, pedagogical discourse, Educational Settings, Legitimation strategies, педагогический дискурс, легитимация, дискурсивные стратегии, апелляция к авторитету, дискурс-анализ, японский язык, дискурс, критический дискурс-анализ, образовательный институт, стратегии легитимации
Аннотация: Статья посвящена изучению дискурсивной практики легитимации ценностей в педагогическом дискурсе, который понимается нами как транслятор ценностных установок, релевантных существующей идеологической формации, который имплицитно формирует ценностную картину мира каждого нового члена лингвокультурного сообщества. Цель настоящего исслеПоказать полностьюдования - выявление и описание специфических черт реализации одной из 4 дискурсивных стратегий практики легитимации, выделенных представителем британской школы критического дискурс-анализа Т. ван Леувеном, - стратегии апелляции к авторитету. Данная стратегия реализуется благодаря 6 субстратегиям: апелляция к личному авторитету, апелляция к безличному авторитету, апелляция в авторитету эксперта, апелляция к авторитету примера для подражания, апелляция к авторитету традиций и апелляция к авторитету большинства. В качестве материала исследования был рассмотрен корпус текстов, репрезентирующих японский педагогический дискурс: учебник «Наша мораль» и комментарий к рабочей программе для учителей младшей и средней школ. Основными инструментами исследования в данной статье являются методы критического дискурс-анализа, а также метод интерпретации и лингвокультурологический метод. Новизна исследования состоит в том, что впервые описана дискурсивная практика легитимации ценностей, реализуемая в рамках педагогического дискурса. В результате исследования было установлено, что стратегия апелляции к авторитету реализуется в японском педагогическом дискурсе в полном объеме, однако в преломлении японской лингвокультуры у данной стратегии существует свой набор предпочтительных и непредпочтительных субстратегий. This article is dedicated to the discourse practice of legitimation of values in pedagogical discourse, which is regarded as a translator of value attitudes relevant to the existing ideological formation, which implicitly forms the value worldview of each new member of linguocultural community. The goal consists in determination and description the specific characteristics of implementation of one of the four discourse strategies the practice of legitimation, highlighted by the representative of the British School of Critical Discourse Analysis T. Van Leeuwen - strategy of reference to authority. This strategy is implemented through six substrategies: reference to personal authority, reference to impersonal authority, reference to expert authority, reference to role model authority, reference to authority of tradition, and reference to authority of conformity. The research material includes the corpus of texts representing the Japanese pedagogical discourse: the textbook “Our Morality" and commentary on work program for the teachers of elementary and middle school. The novelty of this study consists in the description of discourse practice of legitimation of values implemented within the framework of pedagogical discourse. It was established that the strategy of reference to authority is implemented in the Japanese pedagogical discourse in full force; however, in interpretation of Japanese linguoculture, this strategy features the set of preferred and non-preferred substrategies.
Журнал: Филология: научные исследования
Выпуск журнала: № 9
Номера страниц: 38-46
ISSN журнала: 24540749
Место издания: Москва
Издатель: Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа"