Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.15826/umpa.2020.02.011
Ключевые слова: университет, управление университетом, ректор, позиция ректора, типология позиций, university, university management, rector, rector's position, typology of positions
Аннотация: Ключевой фигурой в системе управления университетом является ректор; направленность его деятельности, приоритеты и цели в значительной мере определяют перспективы университета. В данной концептуальной статье обсуждаются следующие вопросы: что такое позиция в деятельности, что такое позиция ректора, почему она должна быть предметом Показать полностьюанализа, какими бывают позиции ректора, как может формироваться позиция ректора.Предлагается концепт «позиции ректора», основанный на философских представлениях о позиции как форме существования субъектности человека и на представлениях о деятельности, разработанных в рамках системомыследеятельностной методологии. В качестве основы для типологического анализа позиций ректоров предлагается схема «Пространство позиций», в которой выделены три полюса: «Норма», «Дело», «Идея». Проанализированы «предельные» позиции ректоров, соответствующие этим полюсам, особенности онтологических рамок, приоритетов и целей, «плацдармов» деятельности, используемых управленческих инструментов. Показано, что в обозначенном пространстве существует целый спектр позиций ректоров, реализуемых посредством разных стилей управления. Охарактеризованы позиции ректора: «функционер», «лидер», «инвестор», «менеджер», «предприниматель». Обсуждается формирование позиции ректора как значимая часть его профессионального становления.Предлагаемая типология позиций основана на опыте авторов как участников разработки программ и проектов развития университетов, на опыте профессионального общения с более чем 30 ректорами российских университетов.Оригинальность и новизна статьи связаны с концептами «позиция ректора» и «пространство позиций ректора». Эти концепты и типология позиций могут быть использованы как инструмент анализа занимаемых ректорами деятельностных позиций, осмысления присущих этим позициям императивов и ограничений. Схема позиции и схема «плацдарма» деятельности ректора могут служить ориентирами для анализа и оценки полноты (или частичности), «выстроенности» позиции руководителя университета, использоваться в управленческом консалтинге и как элемент образовательных программ для ректоров и управленческих команд университетов. The key actor in any university management system is the rector; his/her priorities and goals to a large extent determine the prospects of the university. This conceptual article deals with the following issues: what a position in activity is; what a rector’s position is, why it should be the subject of the analysis; what rector’s positions can be; how a rector’s position can be formed.The authors put forward the concept of «rector’s position», based on philosophical ideas about the position as a form of human subjectivity. As a basis for a typological analysis of rectors’ positions, a scheme «Position space» is proposed, wherein three poles are distinguished: «Norm», «Business», «Idea». The «ultimate» rectors’ positions corresponding to these poles are analyzed including the features of the ontological framework, priorities and goals, «operation spaces» and management tools used. It is shown that the designated space contains a whole range of rectors’ positions, as implemented through different management styles. The following rector’s positions are characterized: «Functionary», «Leader», «Investor», «Manager», «Entrepreneur». The formation of the rector’s position as an important part of his professional development is discussed.The proposed typology of positions is based on the experience of the authors as participants in developing programs and flagship projects of universities, on the experience of professional communication with more than 30 rectors of Russian universities.The article is original and new, as it puts forward the concepts of «a rector’s position» and «rector’s positions space». These concepts and the typology of the distinguished positions can be used as a tool for analyzing the rectors’ activity positions, for comprehending the imperatives and limitations inherent in these positions. The position scheme and the «operation space» scheme can serve as guidelines for analysing and assessing the completeness (or partiality) of the university leader’s position. These schemes can be also used in management consulting and as an element of educational programs for university rectors and management teams.
Журнал: Университетское управление: практика и анализ
Выпуск журнала: Т. 24, № 2
Номера страниц: 15-25
ISSN журнала: 19996640
Место издания: Екатеринбург
Издатель: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Новосибирский государственный технический университет, Петрозаводский государственный университет, Кемеровский государственный университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Некоммерческое партнерство "Журнал "Университетское управление: практика и анализ"