Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-6-52-60
Ключевые слова: цифровая среда вуза, адаптивный электронный обучающий курс, электронное обучение, профессиональные компетенции, оценка результатов обучения, university digital environment, adaptive e-learning course, e-Learning, professional competencies, assessment of learning outcomes
Аннотация: В статье представлена методика оценки сформированности профессиональных компетенций в цифровой среде вуза. Предложенная в работе методика включает принципы, которые должны быть учтены при оценке результатов обучения в цифровой среде вуза, трехступенчатый подход к построению учебного процесса с применением адаптивных электронных обуПоказать полностьючающих курсов (АЭОК), модель оценки сформированности профессиональных компетенций в АЭОК. Научная новизна и оригинальность методики состоит в построении модели, включающей формализацию структуры адаптивного электронного обучающего курса и средств оценивания трудовых функций: знаний, умений и трудовых действий по когнитивному, праксиологическому и аксиологическому компонентам компетенции. Для оценки результатов сформированности профессиональных компетенций осуществлена формализация структуры и оценочных средств адаптивного электронного обучающего курса. Предложены формулы оценки профессиональной компетенции по отдельным модулям дисциплины, по дисциплине и по образовательной программе в целом, реализуемой в цифровой среде вуза. Представлены результаты апробации методики оценивания сформированности профессиональных компетенций при обучении студентов направления подготовки «Информационные системы и технологии» Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета. Предложенная в статье методика оценки сформированности профессиональных компетенций в цифровой среде вуза позволяет минимизировать субъективизм со стороны преподавателя в оценке результатов обучения студентов, а также позволяет осуществлять автоматизированную оценку сформированности профессиональных компетенций в цифровой среде вуза и согласно стандартам ФГОС ВО 3++ обеспечивает достаточную объективность при оценке уровня их сформированности. В перспективе предложенная методика может быть распространена для оценивания уровня сформированности универсальных и общепрофессиональных компетенций учебного плана и стать универсальной для оценки уровня подготовки выпускника вуза. The article presents a methodology for assessing the level of formation professional competencies in university digital environment. The proposed methodology includes principles that should be taken into account when assessing learning outcomes in the digital environment, a three-step approach to building the educational process using adaptive e-learning course (AELC), and a model for assessing the formation of professional competencies in AELC. The scientific novelty of the methodology is constructing a model that includes formalizing the structure of an adaptive e-learning course and means of assessing labor functions: knowledge, skills and labor actions according to the cognitive, praxiological and motivational/axiological components of competency. The formalization of the structure and evaluation tools of the adaptive e-learning course was carried out to assess the results of the formation of professional competencies. Formulas are proposed for assessing professional competency for individual modules of the discipline, for the discipline and for the educational program as a whole, implemented in digital environment. The results of testing the methodology for assessing the formation of professional competencies in teaching students of the direction of training “Information Systems and Technologies” in School of Space and Information Technologies of Siberian Federal University are presented. The approach allows us to minimize the subjectivity of the teacher in assessing student learning outcomes, and also allows for automated assessment of the level of formation professional competencies in the digital environment and, according to the new education standards (FSES 3++), provides sufficient objectivity in assessing formation level. In the future, the proposed method can be extended to estimate the level of formation of universal and general professional competencies of the curriculum and to become the universal tool to assess the level of training of the graduates.
Журнал: Информатика и образование
Выпуск журнала: № 6
Номера страниц: 52-60
ISSN журнала: 02340453
Место издания: Москва
Издатель: ООО "Образование и Информатика", Российская академия образования