Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.31806/2542-1158-2020-4-3-42-48
Ключевые слова: north, heterotopy, desperation motive, spiritual test, Leonov, север, гетеротопия, мотив отчаяния, духовное испытание, Леонов
Аннотация: В статье предлагается анализ репрезентации темы Севера в творчестве советского писателя Л. М. Леонова как места пограничного между миром живых и мертвых. При помощи структурно-типологического метода и метода мотивного анализа выбраны ключевые для воплощения мифологемы мотивы (выбора пути, испытания веры, богоборчества, отчаяния), иПоказать полностьюх реализация соотнесена с традиционным вариантом с целью выявить новаторство автора. Сочетая элементы национального и экзотического пейзажа, смешивая временные границы с пространственными, гетеротопический образ северного ландшафта дает возможность для насыщения исследуемого текста уникальной символикой. Обнаружено, что модернистский подход автора к изображению Севера проявляется в намеренном споре с литературной традицией, что вызвано как общекультурной, так и политической ситуацией. Северная земля становится местом столкновения Добра и Зла, декадентское прочтение известного конфликта делает героев-праведников обреченными, неспособными преодолеть юдоль страданий. Сказовая манера повествования придает тексту характер притчи, наполненной фольклорными, языческими, библейскими образами, что вписывается в общую характеристику раннего творчества Л. М. Леонова как символистского. The article offers an analysis of the representation of the theme of the North in the work of the Soviet writer L.M. Leonov as a borderline between the world of the living and the dead. Using the structural-typological method and the method of motivational analysis, the key motifs for the implementation of mythologemes (choosing a path, testing faith, godlessness, despair) were selected, their implementation is correlated with the traditional version in order to identify the author's innovation. Combining elements of the national and exotic landscape, mixing time boundaries with spatial, the heterotopic image of the northern landscape makes it possible to saturate the text with unique symbols. It was found that the author's modernist approach to the image of the North is manifested in a deliberate dispute with the literary tradition, which is caused by both the general cultural and political situation. The northern land becomes a place of collision between Good and Evil, a decadent reading of the famous conflict makes the heroes of the righteous doomed, unable to overcome the vale of suffering. The fantastic narrative style gives the text the character of a parable filled with folklore, pagan, biblical images, which fits into the general characteristic of Leonov's early work as a symbolist.
Журнал: Северные Архивы и Экспедиции
Выпуск журнала: Т. 4, № 3
Номера страниц: 42-48
ISSN журнала: 25421158
Место издания: Красноярск
Издатель: ООО «МЦПК г. Красноярск»