ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2020

Идентификатор DOI: 10.17513/spno.29820

Ключевые слова: quality of education, pedagogical tolerance, pedagogical education, formation of tolerance, diagnostics, measurement of competencies, качество образования, педагогическая толерантность, педагогическое образование, формирование толерантности, диагностика, измерение компетенций

Аннотация: В статье рассматривается проблема обоснования и создания диагностического комплекса, оценивающего уровень сформированности педагогической толерантности. При этом толерантность понимается как общекультурная компетенция, оценка которой может проводиться как покомпонентно (мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный критерПоказать полностьюии, соответствующие аналогичным составляющим компетенции), так и интегративно. Выделены уровни сформированности толерантности (критический, примитивный и допустимый), раскрыто составляющее их содержание. Для будущих педагогов желаемым является допустимый уровень, как позволяющий использовать ценности толерантности в своей будущей профессиональной деятельности. Проведён подбор и анализ психолого-педагогических диагностических методик, позволяющих проводить оценку сформированности толерантности согласно её компетентностной природе и составляющим её компонентам. Предложенный комплекс позволяет проводить как качественную, согласно предлагаемым уровням, так и количественную оценку, что необходимо для статистической обработки результатов экспериментальной работы. Апробация предложенного комплекса проведена на студентах - будущих педагогах Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (Красноярск). Результаты согласуются с мнением экспертов, что дополнительно подтверждает валидность подобранных методик, и указывают на недостаточный потенциал образовательного процесса данных студентов в контексте формирования педагогической толерантности. The article discusses the problem of substantiating and creating a diagnostic complex that evaluates the level of formation of pedagogical tolerance. At the same time, tolerance is understood as a general cultural competence, the assessment of which can be carried out both component-wise (motivational, knowledge, activity and reflective criteria corresponding to similar components of competence), and integratively. The levels of tolerance formation (critical, primitive and acceptable) are highlighted, their component content is disclosed. For future teachers, an acceptable level is desirable, as it allows using the values of tolerance in their future professional activities. The selection and analysis of psychological and pedagogical diagnostic methods has been carried out, allowing to assess the formation of tolerance according to its competence-based nature and its constituent components. The proposed complex allows both qualitative, according to the proposed levels, and quantitative assessment, which is necessary for statistical processing of the results of experimental work. The proposed complex was tested on students - future teachers of the Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology of the Siberian Federal University, Krasnoyarsk. The results are consistent with the opinion of experts, which further confirms the validity of the selected methods, and indicate the insufficient potential of the educational process of these students in the context of the formation of pedagogical tolerance.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Современные проблемы науки и образования

Выпуск журнала: 3

Номера страниц: 34-34

ISSN журнала: 20707428

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Издательский дом "Академия естествознания", Кубанский государственный медицинский университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Кемеровский государственный университет

Персоны

Вхождение в базы данных