УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2020

Идентификатор DOI: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-208

Ключевые слова: образовательный процесс, университет, субъект учебной деятельности, стресс, учебный стресс, экзаменационный стресс, компоненты учебного стресса, нейродинамические свойства, educational process, university, subject of educational activity, stress, educational stress, exam stress, components of educational stress, neurodynamic properties

Аннотация: Проблема и цель. Обучение в высшем учебном заведении для многих обучающихся носит стрессогенный характер. Причин для этого множество: расхождение требований вуза и возможностей (психофизических, интеллектуальных, волевых) студента, низкий адаптационный потенциал обучающегося, высокий уровень учебной нагрузки и др. Рассмотрение даннПоказать полностьюого вопроса обусловлено ростом количества студентов с различными психоэмоциональными проблемами, что подтверждает статистика обращений в психологические службы вузов. Осознание проблемы влияния учебного стресса на включенность обучающихся в образовательный процесс позволит преподавателям вузов изменить стратегию проведения занятий, принятия форм отчетности, а психологическим службам университетов - провести целенаправленную работу по созданию условий выработки адаптивных возможностей обучающихся. Целью исследования выступает уточнение влияния учебной деятельности на возникновение учебного стресса у студентов. Методология и методы исследования. Методологию исследования составляют положения субъектно-деятельностного подхода, раскрывающие учебный стресс как порождение эмоционального напряжения субъекта, детерминированного образовательной деятельностью; анализ работ отечественных (В.А. Бодров, Т.Г. Бохан, А.Р. Лурия, А.А. Баранов, О.А. Жученко и др.) и зарубежных (Г. Селье и др.) исследователей, рассматривающих учебный стресс в методологическом и прикладном аспектах, а также применение опросных методик измерения учебного стресса, мотивации обучающихся и методов количественного и качественного анализа для уточнения влияния учебной деятельности на возникновение учебного стресса у студентов. Результаты. На основе проведенного исследования сформулировано определение учебного стресса, эмпирически определены компоненты учебной деятельности, оказывающие влияние на развитие учебного стресса. На основании сравнения средних и коэффициента ассоциации φ показано, что в создавшейся ситуации изоляции значительно повышен уровень экзаменационного стресса. Заключение. Необходимость данной проблематики обусловлена требованиями эффективной организации образовательного процесса. Сложно себе представить нашу жизнь без стресса. Он одновременно создает «вкус к жизни», оказывает стимулирующее влияние на аспекты жизнедеятельности. Важно, чтобы были соблюдены условия: не превышен уровень оптимального воздействия стрессора; не превышены приспособительные (адаптационные) возможности человека. При нарушении условий возникает угроза соматическому здоровью человека. Для обучающихся вузов достаточно распространен учебный стресс, который нами рассмотрен как разновидность эмоционального стресса. В рамках проведенного исследования показано, что для более 50 % респондентов характерно переживание учебного стресса. Выявлены наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на возникновение учебного стресса: большая учебная нагрузка, строгие преподаватели, страх перед будущим, неумение правильно организовать свой режим дня, карантин и самоизоляция, излишне серьезное отношение к учебе. Постоянное нахождение в состоянии стресса нарушает психологические границы субъекта деятельности, приводит к нервному напряжению, чувству неуверенности из-за бесцельности существования, к ощущению психологической небезопасности. Н.Е. Харламенкова с позиции психологии субъекта показывает, что отношение Человека к Миру (по С.Л. Рубинштейну) во многом определяется тем, как он этот мир воспринимает: мирным или разрушающим [Харламенкова, 2019]. Statement of the problem. Higher education for many students is stressful. There are many reasons for this: the discrepancy between the requirements of the university and the students’ capabilities (psychophysical, intellectual, volitional), the low adaptive potential of a student, the high level of the academic load, etc. This issue is considered due to the increase in the number of students with various psycho-emotional problems, which is confirmed by the statistics of appeals to universities psychological services. Awareness of the problem of the impact of educational stress on the inclusion of students in the educational process will allow university teachers to change the strategy for conducting classes, adopting reporting forms. This will help psychological departments of universities to carry out focused work aimed at creating conditions for the development of adaptive capabilities of students. The purpose of the study is to clarify the impact of learning activities on the occurrence of stress among students. The research methodology includes the provisions of the subject-activity approach, revealing educational stress as a result of the emotional tension of the subject determined by educational activity; analysis of Russian works (V.A. Bodrov, T.G. Bokhan, A.R. Luria, A.A. Baranov, O.A. Zhuchenko et al.) and in particular foreign ones (G. Selye et al.) considering educational stress in both methodological and applied aspects, as well as the use of survey methods for measuring educational stress, motivation of students and methods of quantitative and qualitative analysis to clarify the impact of educational activities on the occurrence of educational stress among students. Research results. Based on the study, the definition of educational stress is formulated, the components of educational activity that influence the development of educational stress are empirically determined. Based on the comparison of mean values and association coefficient φ, it is shown that in the current isolation situation, the level of exam stress is significantly increased. Conclusion. The need for considering this issue is due to the requirements of an effective organization of the educational process. It is hard to imagine our life as stress-free. It simultaneously creates a “taste for life”, has a stimulating effect on various aspects of life. It is important that the conditions are met: the level of optimal stressor exposure is not exceeded; the adaptive capabilities of a person are not exceeded. If the conditions are violated, a threat to somatic human health arises. For university students, educational stress is quite common. As part of the study, it was shown that more than 50 % of respondents are characterized by experiencing educational stress. It was shown that the most significant impact on the occurrence of educational stress is exerted by such components of educational activity as a large academic load, strict teachers, fear of the future, inability to properly organize one’s day regimen, quarantine and selfisolation, and an excessively serious attitude to study. Constant presence in a state of stress violates the psychological boundaries of the subject of activity, leads to nervous tension, a sense of uncertainty due to the aimlessness of existence, to a sense of psychological insecurity. From the perspective of the subject’s psychology, N.E. Kharlamenkova shows that Man’s attitude to the World (according to S.L. Rubinstein) is largely determined by how he/she perceives this world: peaceful or destructive [Kharlamenkova, 2019]. The main strategies for overcoming educational stress should be associated with awareness of its destructive effect, a personified attitude towards students, and timely delivery of systemic psychological assistance based on understanding of its structure.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

Выпуск журнала: 2

Номера страниц: 145-155

ISSN журнала: 19950861

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Персоны

  • Артюхова Татьяна Юрьевна (Сибирский федеральный университет)
  • Петрова Татьяна Ивановна (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)
  • Бенькова Оксана Анатольевна (Сибирский федеральный университет)
  • Федорова Елена Прокопьевна (Московский педагогический государственный университет)

Вхождение в базы данных