Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Ключевые слова: теория информации, междисциплинарная интеграция, история дисциплины, специфика методики, information theory, interdisciplinary integration, history of discipline, educational process
Аннотация: Проблема и цель. В настоящее время сфера IT-технологий стремительно развивается, и система обучения по информационным направлениям подготовки, в частности по направлениям Информационная безопасность и Компьютерная безопасность, должна соответствовать запросам времени. В связи с этим возникает проблема: переосмыслить применительно кПоказать полностьюсовременным условиям роль ряда дисциплин в образовательном процессе по данным направлениям подготовки. К таким дисциплинам, не только связанным с современными IT-технологиями, но и основанным на фундаментальных научных знаниях, относится «Теория информации», специфика которой заключается в том, что она возникла в результате интеграции других фундаментальных дисциплин. Цель статьи - на основе историко-педагогического анализа фундаментальной дисциплины «Теория информации» уточнить ее роль в образовательном процессе по направлениям информационной и компьютерной безопасности, а также обосновать специфику методики обучения этой дисциплине. Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, в том числе образовательных стандартов разных поколений по направлениям подготовки «Информационная безопасность» и «Компьютерная безопасность», истории дисциплины «Теория информации» в высшей школе, а также научно-педагогической литературы. Результаты исследования. Показано, что дисциплина содержательно базируется на знаниях нескольких фундаментальных дисциплин, при этом является самостоятельной и имеет фундаментальный характер. Обоснована необходимость создания специальной методики обучения дисциплине «Теория информации» в вузе, которая должна обладать гибкостью и быть адекватной современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Заключение. Методология проведенного исследования позволила уточнить роль дисциплины «Теория информации» в образовательном процессе вуза. Гибкая и адекватная современному уровню информационных технологий методика обучения «Теории информации», необходимость разработки которой обоснована в статье, позволит повысить уровень профессиональной компетентности выпускников вузов по направлениям информационной и компьютерной безопасности. Statement of the problem. Currently, the field of IT-technologies is developing rapidly, and the training system in the information areas, in particular in the areas of “Information Security” and “Computer Security” must meet the demands of the times. In this regard, the problem arises: to rethink, in relation to modern conditions, the role of a number of disciplines in the educational process in these areas of training. Such disciplines, not only related to modern IT technologies, but also based on fundamental scientific knowledge, include Information Theory, the specificity of which is that it arose as a result of the integration of other fundamental disciplines. The purpose of the article: on the basis of historical and pedagogical analysis of the fundamental discipline “Information Theory” to clarify its role in the educational process in the areas of information and computer security, as well as to justify the need to develop teaching methods for this discipline. The methodology of the study is to make up the analysis and synthesis of regulatory documents in the field of higher education, including educational standards of different generations in Information Security and Computer Security, the history of the discipline “Information Theory” in higher education, as well as scientific and pedagogical literature. Research results. It is shown that the discipline is substantively based on the knowledge of several fundamental disciplines, while it is independent and has a fundamental character. The necessity of creating a special teaching methodology for the discipline “Information Theory” at the university is substantiated. It should be flexible and adequate to the current level of development of information and communication technologies. Conclusion. The methodology of the study allowed us to clarify the role of the discipline “Information Theory” in the educational process of the university. A flexible and adequate to the current level of information technology teaching methodology for the discipline “Information Theories”, the need for which is justified in the article, will increase the level of professional competence of university graduates in the areas of information and computer security.
Журнал: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
Выпуск журнала: № 2
Номера страниц: 67-75
ISSN журнала: 19950861
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева