Перевод названия: "This Is Why I Like Writing my Stories and Novels on Index Cards.": Systematization as V. Nabokov's Life-Creating Project
Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2020
Идентификатор DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-1-38-48
Ключевые слова: Nabokov, emigre Russian literature, literary reputation, systematization of literary material, writing on cards, В. Набоков, литература русского зарубежья, литературная репутация, систематизирование литературного материала, письмо на карточках
Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей творческого мышления В. Набокова, изысканию причин формирования в его творчестве (мета)поэтики коллекционирования и систематизирования литературного материала. В 1930-е годы, когда в обществе русской диаспоры начинают преобладать пассеи-стические настроения в отношении России, а также приходит Показать полностьюосознание, что предыдущие стратегии самолегитимации внутри литературного поля теряют свою актуальность, усиливается чувство страха не только за собственную жизнь в связи с происходящими социальными событиями, но и за будущее русской культуры. В это время Набоков переходит на новый тип письма - начинает создавать свои произведения на карточках. Практика создания текстов на карточках интенсифицируется в литературе XX века и обнаруживается в творчестве нескольких писателей, например, у Ф. Сологуба и - позднее - у Л. Рубинштейна. Однако у Набокова «карточное письмо» выходит за утилитарно-практические рамки и становится неотъемлемой частью его жизнетворческой установки систематизатора и «каталогизатора» в широком эстетическом смысле. Об этом свидетельствует, прежде всего, то, что писатель неизменно возвращается к теме письма на карточках в своих интервью, автобиографиях и художественных произведениях. В это же время он меняет технику конструирования текста - перерабатывает документальные материалы. Набоков, в отличие от своих современников, не просто вступает в диалог с предшественниками, но коллекционируя, превращает систематизацию в приём построения собственных романов. На наш взгляд, все новые стратегии стали использоваться писателем в связи со сменой эпистем и особенностями мировоззрения, присущего Набокову как лепидоптерологу. The article is devoted to the analysis of the peculiarities of V. Nabokov's creative thinking, to the search for the reasons for the formation of (meta)poetics of collecting and systematizing literary material in his works. In the 1930s, when the society of the Russian diaspora prevailed nostalgic attitude to Russia, and it became clear that previous strategies of self-legitimation in the literary field were losing their relevance, the feeling of fear was strengthened not only for one's own life due to current social events, but also for the future of Russian culture. At that time, Nabokov changed a type of writing - he began to create works on cards. The practice of creating texts on cards was intensified in the literature of the 20th century and was found in the works of other writers, such as F. Sologub and L. Rubinstein. However, for Nabokov, “card writing” was not just textological practice, but became an integral part of his life-creating strategy as a systematizer and “cataloger”. This is evidenced by his returns to the writing on cards in his interviews, autobiographies, and fiction. Also, the author changed the technique of text construction, he processed documentary materials. Nabokov did not just communicate with his predecessors but collected his philological observations and systematized them in his own works. In our opinion, all new strategies began to be used by the writer because of the change of epistems and the peculiarities of the Nabokov's worldview as a lepidopterologist.
Журнал: Гуманитарный вектор?
Выпуск журнала: Т. 15, № 1
Номера страниц: 38-48
ISSN журнала: 19967853
Место издания: Чита
Издатель: Забайкальский государственный университет