НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ СФЕРА ОБЩЕНИЯ: НА ГРАНИЦЕ ДВУХ КАРТИН МИРА : научное издание

Описание

Перевод названия: POPULAR SCIENCE SPHERE OF COMMUNICATION: ON THE BOARDER OF TWO WORLDVIEWS

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2019

Идентификатор DOI: 10.17516/2311-3499-077

Ключевые слова: popular science sphere of communication, scientific worldview, Naïve worldview, authorization, epistemic modality, научно-популярный стиль, сферы общения, научная картина мира, наивная картина мира, авторизация, персуазивность, коммуникативные среды, модус

Аннотация: В статье описаны характеристики научно-популярной сферы общения: цель и содержание общения, коммуникативные среды автора и адресата, функционирующие картины мира, условия общения; проведено сопоставление со смежными сферами. Показано, что производность научно-популярной сферы общения от научной сферы и помещение содержания последнеПоказать полностьюй в непрофессиональную среду читателя обусловливают наличие в научно-популярной коммуникации двух интеллектуальных позиций относительно предмета текста - «научной», исходящей из научного познания, и «наивной», исходящей из поверхностных знаний и «здравого смысла». Задача автора заключается в реконструкции «наивной» точки зрения адресата, ее опровержении и убеждении читателя в правильности «научной» позиции. Эти действия автора находят свое наиболее полное выражение в конструкции, в которой противопоставлены два семантических комплекса. Каждый из них включает указание на источник информации, предикат со значением «чувства-мысли-речи» и тезис. Первый (левый) комплекс относится к «наивным» представлениям адресата, второй (правый) - к научным представлениям автора. Языковое выражение элементов этой конструкции может представлять собой отдельные фрагменты текста, а может быть нулевым, что обеспечивается стандартными значениями квалификативных категорий модуса предложения - авторизации и персуазивности. The article describes characteristics of popular science sphere of communication: aim and content of communication, communicative environment of the author and the reader, worldviews, circumstances of the communication. Comparison with adjacent spheres of communication is made. It is demonstrated that the content of the popular science sphere is derived from science sphere and placed into the reader's non-professional environment; and all that determines existence of two views on the subject matter of the text. The first view is based on scientific knowledge, the second sight - on common sense. The author's aim is to reconstruct the “naïve” worldview of the reader, to dispose it and to convince the addressee that the scientific view is real-life. The more complete expression of these actions of the author is a framework which sets two semantic structures. Each of them consists of reference to the channel of information, predicate of “feeling-thinking-speaking”, and thesis. The first (left-hand) structure belongs to the reader's “naïve” worldview, the second (right-hand) - to the author's scientific sight. Language expression of the elements of this construction can be text fragments or zero. The latter is available due to standard meanings of qualificative categories of the modality of sentence - authorization and epistemic modality.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Экология языка и коммуникативная практика

Выпуск журнала: 4-1

Номера страниц: 58-69

ISSN журнала: 23113499

Место издания: Красноярск

Издатель: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Сибирский федеральный университет

Персоны

  • Ким И.Е. (Институт филологии СО РАН)
  • Ильина Д.В. (Новосибирский государственный университет)

Вхождение в базы данных