Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2019
Ключевые слова: индустрия 4.0, шестой технологический уклад, креативность, метод изобретения знаний, триз, ТРИЗ-педагогика
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о том, какие именно знания и навыки становятся базовыми в условиях четвертой технологической революции - перехода цивилизации к шестому технологическому укладу и Индустрии 4.0. Проведен анализ исторического процесса «передачи» от человека к автоматам, роботам и компьютерам ряда своих трудовых функцийПоказать полностью: от физических до рутинных умственных и некоторых когнитивных. Сделан вывод о том, что в ближайшей и, возможно, далекой перспективе за человеком остается роль «решателя проблем», состоящая в принятии инновационных решений по структурному совершенствованию различных антропогенных систем. Таким образом, базовым навыком будущего становится креативность, которая уже признана Всемирным банком, как важнейшее качество человеческого капитала. Базовым знанием при этом становится операциональное знание методов креативности. Из числа известных и применяемых в настоящее время методов креативности, на основании теоретического анализа и мирового опыта, предлагается считать базовым знанием прикладную диалектику, или теорию решения изобретательских задач - ТРИЗ. Вместо экстенсивного пути выделения дополнительных учебных часов на изучение ТРИЗ на различных ступенях образования, предлагается интенсивный путь интеграции изучения ТРИЗ с различными дисциплинами и предметами. Опыт автора и многих ее коллег показывает наибольшую успешность освоения ТРИЗ непосредственно в процессе проектной деятельности. Потому автором предлагается распространение проектной деятельности на аудиторные и урочные занятия по изучению нового материала - обучение в режиме «переизобретения» (следующий шаг за «переоткрытием») новых знаний на основе ТРИЗ. В состав образовательной технологии ТРИЗ-педагогика внесен новый метод - метод изобретения знаний. В связи с развитием с участием автора прикладной диалектики - расширения ТРИЗ на неантропогенные и социальные системы - показана возможность применения метода при изучении естественнонаучных предметов. Предложена последовательность внедрения обучения в процессе проектирования методом изобретения знаний, включая авторские курсы повышения квалификации.
Журнал: The Newman in Foreign Policy
Выпуск журнала: № 51-1
Номера страниц: 34-38
ISSN журнала: 24128198
Место издания: Красноярск
Издатель: Никуленков Василий Валентинович