Перевод названия: OPTICAL DIAGNOSIS OF THE GEOMETRY OF AN AXISYMMETRIC CONTROLLED NOZZLE OF A GAS-TURBINE ENGINE
Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2019
Идентификатор DOI: 10.15372/AUT20190612
Ключевые слова: геометрия выходного устройства ГТД, наземные испытания, оптическая диагностика, 3D-сканирование, стереозрение, стереореконструкция, GTE exhaust unit geometry, ground tests, optical diagnostics, 3D scan, stereo vision, Stereo reconstruction
Аннотация: Современная авиационная промышленность решает задачу разработки многофункциональных двигателей, способных к полёту как на дозвуковых скоростях, так и на сверхзвуковых. Важной частью двигателей является сопло переменного сечения, которое позволяет изменять геометрию выходной части двигателя и, следовательно, его технические характерПоказать полностьюистики. В данной работе рассмотрен оптический бесконтактный метод восстановления формы сопла, основанный на компьютерном зрении. Для реконструкции используются данные, зарегистрированные двумя оптическими трёхмерными регистраторами, направленными на внутреннюю часть сопла во время наземных испытаний работы двигателя. Диагностика осложняется наличием горячей струи на пути обзора датчиков, изменением яркости свечения сопла в зависимости от режима, а также интенсивными механическими вибрациями. Выполненные стендовые испытания подтвердили работоспособность предложенного метода. По их результатам в режиме малого газа стандартное отклонение диагностированных диаметров выходного и критического сечений для каждого кадра не превышало 0,3 % от соответствующих размеров. Данные, полученные в результате подобной диагностики, могут учитываться при модернизации выходного устройства двигателя и системы управления тягой газотурбинного двигателя. Modern aviation industry solves the problem of developing multifunction engines capable of flying both at subsonic and supersonic speeds. An important part in engines is a nozzle of variable cross-section, which allows varying the geometry of the engine exhaust unit and, accordingly, its technical characteristics. This study touches upon an computer vision based optical noncontact method for reconstructing a nozzle shape. The reconstruction requires data recorded by two optical three-dimensional recorders directed toward the inner part of the nozzle when the engine is subjected to ground tests. The diagnosis is complicated by the presence of a hot jet being in the way of the sensor vision, the regime-dependent variation of the nozzle glow brightness, and intense mechanical vibrations. The performed bench tests confirm the efficiency of the proposed method. According to their results, in a low-gas regime, the standard deviation of the diagnosed diameters of the exhaust unit and critical sections for each frame does not exceed 0.3 % of the corresponding sizes. The data obtained as a result of this diagnosis can be taken into account when upgrading the exhaust unit of the engine and the traction control system of a gas turbine engine
Журнал: Автометрия
Выпуск журнала: Т. 55, № 6
Номера страниц: 94-101
ISSN журнала: 03207102
Место издания: Новосибирск
Издатель: Сибирское отделение РАН, Институт автоматики и электрометрии СО РАН